Загружается...
 
совокупность религиозных групп и церквей, не принявших церковных реформ 17 в.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, совокупность религиозных групп и церквей, не принявших церковных реформ 17 века, ставших оппозиционными или враждебными официальной Русской православной церкви. Хотя реформы патриарха Никона не затрагивали сущности православного вероучения, они вызвали церковный раскол. Репрессии не остановили развитие старообрядчества, захватившего широкие слои общества. Имеет различные течения и толки. Уже с конца 17 века распадается на поповцев и беспоповцев. К поповцам, признавшим церковную иерархию, примкнула более зажиточная часть старообрядцев, к беспоповцам, отрицающим её, – бедная часть. Первым этапом поповщины была беглопоповщина, принявшая священников из официальной церкви после свершения над ними обряда перекрещивания.

Образование Тамбовской епархии (конец 17 века) совпало с эпохой раскола Русской православной церкви. Окраины России заполнились беглыми крестьянами. Они селились в непроходимых лесах Шацкой провинции, по рекам Цне, Студенцу, в других местах. Первый тамбовский епископ Леонтий, по свидетельству историка И. И. Дубасова, сочувствовал старообрядцам (карьера его была «недолгой и печальной по причине раскольнических мнений»), за что был сослан в Суздаль. В 1688 около 500 раскольников во главе с Косьмой Косым пришли с реки Медведицы, укрепившись между Тамбовом и Козловом, к ним примкнули старообрядцы из других мест. Посланный против них отряд атамана Осипа Михайлова разорил городок старообрядцев. Их вожаки: И. Зайцев, С. Топилин, С. Колодин, С. Распопа, М. Мельник – были казнены. Сторонником старообрядчества оказался и тамбовский епископ Игнатий: в 1699 он был отлучён от церкви и навечно сослан в Соловецкий монастырь. Однако старообрядчество сохранялось в широких слоях населения и среди священнослужителей. Так, в начале 18 века монах Трегуляева монастыря Самуил Вомороков публично объявил царя Петра I антихристом.

В 18–19 веках в Тамбовской губернии среди старообрядцев преобладали поповцы. Внешне исполняя требования официальной церкви, они имели беглых попов, которые перевенчивали браки, перекрещивали младенцев, исповедовали. Среди беспоповских толков распространены были поморцы, а также федосеевцы, спасовцы, бегуны-странники. Точная численность старообрядцев неизвестна. Тамбовская консистория учитывала их вместе с сектантами – 9 тысяч (сюда входили также молокане, духоборцы, хлысты, субботники и другие), но эта цифра занижена. После указа 17 апреля 1905 о веротерпимости старообрядчество легализовалось, исключая беспоповцев. В 1911 в Тамбовской епархии насчитывалось около 8 тысяч старообрядцев: беглопоповцы (Тамбовский и Спасский уезды) – свыше 3 тысяч; поповцы, или Белокриницкая иерархия (Моршанский и Кирсановский уезды) – до 2 тысяч; беспоповцы (поморцы, филипповцы, федосеевцы в Шацком и Моршанском уездах) – около 3 тысяч человек.

После 1917 старообрядцы на Тамбовщине активизировались, были отмечены попытки влиться в революционное движение. В июне 1918 в Тамбове рассматривалось дело о регистрации «Шаморгской старообрядческой социалистической рабочей партии». Вместе с тем часть старообрядцев поддержала повстанчество, протестовала против создания колхозов. Репрессии против церкви задели и старообрядцев: большинство их организаций не было разрешено органами Народного комиссариата внутренних дел. В 1927 официальную регистрацию имели 3 поповские и 2 беспоповские организации. Эволюцию тамбовских старообрядцев иллюстрирует судьба села Текино (близ Сампура). В 1925 здесь было 640 дворов и 3,5 тыс. жителей, имелись 3 церкви: беглопоповская, поморско-беспоповская и православная. И ныне жители села по-прежнему делятся на православных и старообрядцев («калганов»), имеют разные кладбища. Беспоповцев, которые в 1920–1930-е были крепкими хозяевами-ремесленниками, жили обособленно, после раскулачивания не осталось. Попытка восстановить общину не удалась. В 2001 в Моршанске зарегистрировано объединение старообрядцев.

С. А. Бохорова

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий с общиной г. Моршанска на освящении Успенской церкви. 17 августа 2014 г.
Последние изменения страницы четверг, 28 март 2024 10:52:52 MSK

Энциклопедия советует прочитать