Загружается...
 
религиозное течение

СУББОТНИКИ, религиозное течение. Появление субботников (иудействующих) приходится на 1860-е. Наименование происходит от почитания в качестве праздничного дня субботы, а «иудействующие», или «жидовствующие» связано с отрицанием Нового Завета и восприятием в большей или меньшей степени норм иудаизма, основанных на Священном Писании (Ветхом Завете). Точное их количество затруднительно определить, так как формально большинство субботников значились православными. По данным духовной консистории, в 1871 только в одной, традиционно самой крупной общине субботников в селе Рассказово, насчитывалось 627 человек. Несмотря на запрет для «иудействующих и людей прочих ересей» занимать общественные должности, они всё же попадали на места волостных писарей, сотских, сельских старост и прочих – туда, где составляли заметную часть населения и пользовались авторитетом односельчан. В пореформенный период бурного экономического развития страны среди местных субботников появились свои промышленники и торговцы. В селе Рассказово это семьи Казаковых, Медведевых, Телепиных и другие, владевшие в начале 20 века значительными капиталами.

В 1860-е в среде субботников произошло разделение. Одни стремились сохранить своеобразие субботничества с его опорой только на Библию (Ветхий Завет) и неприятием правил и обрядов раввинистического иудаизма, что сближало субботников с караимами, другие старались перенять как можно больше из иудейской религиозной традиции. Такое разделение состоялось и среди иудействующих Тамбовской губернии. Первые получили местное прозвание «бесшапошников» (молились без головных уборов), а вторые, копировавшие иудейские ритуалы молитвы, включая кипу, талисы и прочее, – «шапошников», или «талмудистов».

С изменением в начале 20 веке российского законодательства субботники получили возможность регистрировать свои общины, строить молитвенные здания, издавать необходимую литературу и т. п. Рассказовские субботники-«шапошники» воспользовались этим правом и в 1908 построили молитвенный дом, в открытии которого принял участие иудейский раввин Ш. Иоффе. Свой молитвенный дом имели и «бесшапошники». В 1910-е в 17 населённых пунктах 6 уездов Тамбовской губернии значилось до 2 тысяч иудействующих. Наиболее крупные общины находились в сёлах Рассказово (около 1300 человек), Каменка Моршанского уезда (около 100 человек), Борки и Казачья Слобода Шацкого уезда (около 60 человек в каждом).

Революция и Гражданская война серьезно изменили жизнь тамбовских иудействующих. Если вначале субботники, как и другие религиозные меньшинства, ещё могли открыто совершать моления и другие необходимые установления своей традиции, то с изменением государственной политики в конце 1920-х делать это становилось всё сложнее. Здания молитвенных домов у субботников отняли. В 1920-е начинается сокращение численности иудействующих, которое продолжалось в течение всего 20 века. Государственные органы под различными предлогами отказывали в регистрации общин субботников, применяли меры административного воздействия к верующим, вынужденным собираться нелегально для совершения молений и обрядов. В настоящее время на территории Тамбовской области остались единицы людей, по происхождению относящих себя к субботникам.

А. Н. Алленов

Лит.: Алленов А. Н. История религиозных течений в Тамбовской области. Тамбов, 2013; Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011.
Последние изменения страницы понедельник, 8 апрель 2024 13:06:57 MSK

Энциклопедия советует прочитать