Загружается...
 
религиозное течение

МОЛОКАНЕ (ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ МОЛОКАНЕ), религиозное течение. Появилось в Тамбовском крае не позже середины 18 века. К 1765 относится первое упоминание о молоканах. На допросе козловский однодворец Киреев показал, что в 1760 крестьянин села Уварово Семён Уклеин призывал в церковь не ходить, святых тайн не принимать, веровать Богу духом. Название «малакания» (позже «малакане») появилось с 17 веке и применялось в официальных документах ко всем вероотступникам. Молокане именовали себя «духовными христианами», самоназвание «молокане» принято ими в начале 19 века. Они объясняли смысл его тем, что их учение – «чистое словесное молоко». Последователи С. Уклеина позже получили название «постоянных молокан». Они отвергали внешнее поклонение Богу (обряды), считая, что поклоняться ему надо «в духе и истине», отвергали иконы, крест, не признавали церковные таинства, посредничества священников между людьми и Богом. Молокане верили в единого Бога в трёх лицах, признавали источником истины Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы), но отвергали предание. Они полагали, что Святой Дух оживотворяет верующего человека, направляет его и раскрывает ему смысл богодухновенных книг, но одни толковали Писание буквально, другие считали, что оно содержит в себе в основном аллегории и притчи, которые нельзя понимать дословно. Молокане воздерживались от алкоголя и табака, свинины, отличались трудолюбием, оказывали нуждающимся единоверцам материальную помощь.

Собрания молокан обычно проходили в жилых домах, и только в начале 20 века большие общины начали строить молитвенные дома. Во главе общины стоял выборный пресвитер. Молокане не отрицали светской власти, но признавали лишь те её законы, которые не противоречат закону Божьему. Они не должны были участвовать в насилии, служить в армии. Поэтому молокане подвергались преследованиям со стороны светской и церковной власти. Ослабление гонений в начале царствования Александра I способствовало оживлению молокан. Они открыто объявились в Моршанском, Тамбовском, Борисоглебском уездах. По примеру духоборцев после 1804 молокане просили разрешения поселиться для компактного проживания в Бессарабии, в чём им было первоначально отказано. В 1816 правительство распорядилось выселять на Молочные Воды (Северная Таврия) всех «иконоборцев, кои остаются непреклонными в своем заблуждении», в том числе молокан. В 1817 в Таврической губернии для тамбовских переселенцев были выделены земли. Тех, кто не выезжал добровольно, высылали принудительно.

Однако численность молокан на Тамбовщине росла. В 1821 их было зафиксировано более 1 тысячи, в 1833 – 8535, многие исповедовали учение тайно. С 1830 молокан стали высылать в Закавказье, чтобы избавиться от «опасного элемента» внутри страны и с их помощью колонизовать окраины империи. С этой целью Министерство внутренних дел ужесточило меры против молокан, в то же время сделав для них в Закавказье послабления. В 1837 о своем желании переселиться в Закавказье заявили 449 молокан из сёл Алгасово, Серповое и Малые Кулики. Они продали дома в ожидании переселения, но губернская казённая палата их не уволила. Отмену крепостного права (1861) молокане восприняли как свободу вероисповедания и перестали скрывать свою веру. Их число быстро возросло, что вызвало тревогу местных властей. Когда в 1861 двое крестьян села Грибоедова Моршанского уезда обратились с просьбой открыть молоканскую секту, моршанский исправник сообщил губернатору, что если это дозволить, то большинство крестьян села Грибоедово и деревни Шача (Шача Молоканская) перейдет из православия в молоканство. Поэтому прошения оставляли без последствий. В 1865 по уездам молокане распределялись так: Тамбовский – 2273, Борисоглебский – 518, Моршанский – 501, Кирсановский – 377, Шацкий – 351, Козловский – 138, Лебедянский – 104, Усманский – 27, Темниковский – 23. По числу молокан Тамбовская губерния в 1912 занимала 4-е место в стране.

В 1872 среди молокан на Тамбовщине появился «донской толк», представители которого называли себя «евангельскими христианами». Их центр – село Рыбное (Моршанский уезд), куда из Таврии приезжал с проповедью М. Я. Сириянин, также села Верхоценье, Пановы Кусты. В «донском толке» признавалось водное крещение, помазание больных елеем, вместо евхаристии – хлебопреломление и так далее. Некоторые исследователи выделяли среди молокан «толстовский толк», возникший в конце 19 века под влиянием идей Л. Толстого.

По указу о веротерпимости 17 апреля 1905 молокане были уравнены в правах с другими исповеданиями. Они провели свой съезд в селе Рассказово, участвовали во всероссийских съездах, с 1908 примкнули к Центральному совету молокан России. В 1926 в Тамбовской губернии было зафиксировано 4264 молоканина. С конца 1920-х терпимое отношение советской власти к сектантам сменилось политикой искоренения религии, молитвенные дома были закрыты, многие пресвитеры и активисты сосланы как «враги народа». Власти под разными предлогами не регистрировали общины. В официальных отчётах отмечались лояльность большинства молокан советскому государству и вместе с тем постоянное сокращение их численности: в 1950 – 21 община (1179 человек), в 1951 – 19 (626), 1953 – 8 (268 человек). На самом деле многие общины собирались тайно. Часть молокан перешла к баптистам, из-за отхода молодёжи от религии в общинах преобладали женщины старшего возраста. К началу 1970-х браки между выходцами из семей молокан лишь изредка совершались по молоканскому обряду. Более строго соблюдается похоронный обряд. В настоящее время небольшие группы молокан имеются в Рассказове, Уварове и Тамбове.

С. А. Иникова

Лит.: Алленов А. Н. История религиозных течений в Тамбовской области. Тамбов, 2013; Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники : очерки и рассказы : в 5 т. СПб., 1868–75; Третьяков М. Сектантство Тамбовской губернии. СПб., 1911.
МОЛОКАНЕ (Община духовных христиан молокан г. Тамбова. 2017 г.)
Община духовных христиан молокан г. Тамбова. 2017 г.
Последние изменения страницы среда, 7 декабрь 2022 12:20:27 MSK

Энциклопедия советует прочитать