Загружается...
 
религиозное течение, одно из направлений духовных христиан

ДУХОБОРЦЫ (ДУХОБОРЫ) ТАМБОВСКИЕ, религиозное течение, одно из направлений духовных христиан. Во 2-й половине 18 века вождём духоборцев был житель села Горелого Ларион Побирахин, которого в литературе называют основателем течения. Учение духоборцев основано на Евангелии, хотя они не признавали его как источник веры, полагая, что животворит только живое слово. Отвергали внешнее поклонение Богу и почитание икон как идолопоклонство. Не признавали церковные таинства, не почитали мощи святых. Духоборцы признавали Святую Троицу, но не ортодоксально. Христос – Бог и Сын Божий – вселился в плоть избранного человека Иисуса, а после телесной смерти последнего, согласно их учению, пребывает в роду праведных, вселяясь в плоть духоборческих вождей. Духоборцы имели устную «Животную книгу», в которую вошли переделанные псалмы Давида и тексты из Священного Писания, русские духовные стихи, стихи литературного происхождения, церковные молитвы и оригинальные вопросо-ответные псалмы. Духоборцы читали их наизусть и пели на молениях. Появившееся еще в 1786 официальное название «духоборцы» было принято лишь к концу 18 – началу 19 века.

Отвергая убийство как величайший грех, духоборцы отказывались служить в армии. Они считали, что земные власти избраны людьми, поэтому подчиняться им надо только тогда, когда их законы не расходятся с Божьими. Поэтому подвергались преследованиям. В 1768 6 духоборцев ходили в Петербург к Екатерине II с жалобой на притеснения местных властей. Екатерина отпустила ходоков с указанием «впредь им притеснения и обид никаких не чинить». Однако свободы вероисповедания они не получили. Епископ Тамбовский Феодосий (Голосницкий) не прекратил преследования; началось повторное следствие, в Тамбовской провинции к 1769 было выявлено 232 духоборца. Часть их отдали в солдаты, мальчиков – в гарнизонные школы, детей до 5 лет – на воспитание православным крестьянам, жёны духоборцев должны были следовать за мужьями. После этого духоборцы ушли в подполье, и до 1803 судебных процессов против них не было. К концу 18 – началу 19 века духоборцы проживали в следующих местах: Тамбовский уезд – деревни Сокольники, Калмыковка, сёла Солдатская Духовка, Куксово, Горелое, Городище, Грязнуха, Лысые Горы, Малая Зверяевка, Черленое, Кривополянье, Большая Лозовка, Кулеватово, Тамбов; Козловский уездКозлов, село Жидиловка; Моршанский уездПитерское, Троицкая Дубрава, Карели, Крюково, Плоская Дубрава, Новое Устье (Никольское), Старое Устье, Моршанск; Спасская округа – сёла Пичпанда, Старая Бадикова, Новая Бадикова, Лумбар, Седлики.

После Побирахина вождём духоборцев стал его сын Савелий, в целях конспирации назвавшийся Капустиным. В 1802 духоборцам, отбывшим в ссылку за веру, указом Александра I было разрешено поселиться в Таврии. Тамбовские духоборцы под действие указа не попали. Чтобы иметь основание просить о переселении в Таврию, им нужно было доказать, что местные власти притесняют их. Такой повод представился в 1803, когда в селе Троицкая Дубрава возник инцидент между духоборцами и пьяным священником. Дело дошло до Александра I, который повелел губернатору Палицыну следить, чтобы в их сёла назначать священников «кротких и благонравных» и чтобы духоборцев не обвинять в преступлении, «доколе не обнаружено будет в духоборцах явного неповиновения установленной власти». Однако, по приказу Палицына, вожаки духоборцев были преданы суду и наказаны кнутом, детей духоборцев было решено крестить. Двое из наказанных умерли, и духоборцы вновь отправили в Петербург ходоков. В 1804 вышли указы о разрешении тамбовским и воронежским духоборцам переселиться в Таврию на земли около реки Молочные Воды (река Молочная). Александр I предписал тамбовскому губернатору, чтобы «наибольшее их число туда отправилось, и чтоб таким образом секта сия не оставляла уже тут следов своих». На новом месте духоборцы в течение 5 лет освобождались от податей, им давалось по 15 десятин земли на мужскую душу. Переселенцы в Таврии дали некоторым сёлам названия, напоминавшие им о прежних местах: «Горелое», «Тамбовка», «Троицкое».

Указы о переселении распространялись только на государственных крестьян. Судьбу крепостных крестьян-духоборцев решали помещики. Обычно они отдавали их в рекруты вне очереди. Некоторые духоборцы выкупались и уезжали на Молочные Воды. С просьбами о переселении обращались также духоборцы – удельные и ясачные крестьяне. В 1815 однако 20 удельным крестьянам сёл Питерское, Крюково и Пригородной слободы Моршанска было в этом отказано. С такой же просьбой обращались ясачные крестьяне Спасской округи. Некоторые из них поселились в Мелитопольском уезде Таврической губернии, основав слободу Спасскую. При Николае I у духоборцев насильно отбирали детей и крестили по православному обряду. В концу 1830-х удельные крестьяне получили разрешение переселиться в Закавказье, и часть духоборцев этим воспользовалась. Тем не менее очаги духоборства сохранялись. В официальных отчётах о сектантстве в Тамбовской губернии духоборцев и молокан часто указывали вместе, так как власти не знали достоверно ситуации. К концу 19 века немногие оставшиеся духоборцы окончательно растворились среди молокан и православных.

С. А. Иникова

Лит.: Дубасов И. И. Суд над тамбовскими духоборцами в 1803 г. // Ист. вестн. 1886. Т. 25; Иникова С. А. Тамбовские духоборцы в 60-е годы XVIII века. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. 1997. Вып. 1.

Последние изменения страницы среда, 12 январь 2022 14:14:40 MSK

Энциклопедия советует прочитать