Загружается...
 
религиозное течение

ХЛЫСТЫ (ХЛЫСТОВСТВО), религиозное течение. Наименование «хлыстовство», а также распространённые в документах и литературе «христовщина», «христоверие», не являются самоназванием и воспринимались приверженцами течения как оскорбительные. Появление хлыстовства традиционно относят ко второй половине 17 в. На Тамбовщине местная ветвь течения зародилась в начале 19 в. Основателем считается крестьянин А. И. Копылов (1756–1838). После «восхищения на небо» и видения рая и ада, ему приказано было ангелами «о всем виденном сказывать и уговаривать» к вере «духовных христиан». «Постники», «богомолы» – названия хлыстов, распространённые в Тамбовской губернии. Постники отказывались от употребления мяса, рыбы, алкоголя, картофеля и некоторых других видов пищи (отсюда и название течения), курения табака, избегали увеселений. Безбрачие или «духовный брак», не предусматривающий половых отношений супругов, являлся для постников нормой. Отсюда бездетность и малодетность в семьях. На молениях («радениях»), совершаемых тайно в домах, использовались мистико-экстатические практики. Общины постников отличались замкнутостью, сплочённостью, взаимопомощью. После смерти в тюремном замке А. И. Копылова его учение распространилось по Тамбовщине и в соседних регионах. Уже при его сыне и преемнике Филиппе произошло разделение, и образовался еще один «корабль» (община) во главе с П. П. Катасоновым (1805–1886). «Реформированное» Катасоновым «постничество» послужило основой для появления новых течений хлыстовства.

В 1842 хлыстовство отнесено к «сектам вреднейшим» и названо «богохульной ересью», так как «не отвергая наружного общения с Христианскою церковью, вводит человекообожание». Скрытность хлыстов, их тайные собрания и ночные радения приводили к распространению слухов и домыслов об их вере и нравственности. Следственные дела «о принадлежности к хлыстовской секте и распространении оной» и судебные решения по ним с обвинительными приговорами в течение 19 – начале 20 в. производились регулярно. В начале 20 в. численность тамбовских постников оценивалась исследователями приблизительно в 1670 человек. Наибольшими по количеству последователей течения значились сс. Берёзовка-Архангельская, Перевоз, Рассказово, Мордвиновка, Отхожее, Трескино, Лызовка.

В послереволюционный период хлысты продолжали существовать в виде разрозненных общин, постепенно теряя своих приверженцев. К юридическому статусу и регистрации в органах власти своих религиозных объединений они не стремились, тем более что такое законодательное признание со стороны государства было исключено. В 1959 в регионе работала экспедиция Института истории Академии наук СССР по изучению религиозных сект и групп под руководством А. И. Клибанова (1910–1994). По оценкам (вероятно, заниженным) этого времени в Тамбовской области насчитывалось до 200 последователей хлыстовства. По большей части это были люди старших возрастов, старавшиеся сохранить традиционный уклад жизни и религиозные убеждения, но не ставившие перед собой никаких миссионерских задач. В настоящее время на территории Тамбовской области общин постников не осталось.

А. Н. Алленов

Лит.: Алленов А. Н. История религиозных течений в Тамбовской области. Тамбов, 2013; Панченко А. А. Христовщина и скопчество : фольклор и традиц. культура рус. мист. сект. М., 2004; Сергазина К. Т. «Хождение вкруг»: ритуальная практика первых общин христоверов. М., 2015.


Последние изменения страницы среда, 4 май 2022 09:35:00 MSK

Энциклопедия советует прочитать