Загружается...
 
отрасль экономики

ТРАНСПОРТ в Тамбовском крае, ключевая отрасль экономики, связывающая между собой хозяйственные и административные районы, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров. Эволюция транспорта отражает историю хозяйственного освоения и развития края. Через его территорию издревле проходили торговые пути, соединявшие южные земли с центром России. Важнейшее значение имела Ордобазарная дорога–путь из астраханских степей в Москву. Рост городских и сельских поселений сопровождался формированием сети местных путей сообщения. Традиционными видами транспорта были речной и гужевой.

Речной транспорт. Главной судоходной артерией служила Цна, выходившая на Волжский торговый путь. По реке Воронежу на небольших судах можно было выйти на Донской торговый путь, но здесь судоходство затруднялось узким руслом и мелями. Речные суда: струги, с 18 века коломенки, дощаники и др. С постройкой в 1860–1870-х железной дороги судоходство резко упало. В 1943 вышло постановление СНК СССР, обязывавшее наладить на Цне судоходство от с. Кузьмино-Гать вниз по течению. Регулярное судоходство по Цне возобновилось в 1945, оно осуществляло перевозки леса, стройматериалов и пассажиров. К 1975 были построены 8 гидроузлов (см.: Гидроузлы Цны, разрабатывались планы создания гидросооружений по рекам Воронеж, Ворона, в нижнем течении Челновой. Однако строительство автомобильных дорог с твёрдым покрытием резко снизило потребность в водном транспорте. В 1991 по Цне перевезены 29,4 тыс. тонн грузов, в 1992–7,5 тыс. тонн, в 1993 заказов на грузовые перевозки не было вовсе. Ныне роль речного транспорта в экономике Тамбовской области очень невелика.

Повсеместно распространён был гужевой транспорт–зимой на санях, летом на телегах. Для почтовой связи с 18 века действовала государева почтовая служба, с наличием почтовых станций и сменных лошадей. В середине 19 века Тамбов стал узлом государственных почтовых трактов: Рязано-Московского, Владимирско-Нижегородского, Пензенско-Симбирского, Астраханского, Воронежского. В 18– 1-й половине 19 века через Тамбовскую губернию было проложено немало грунтовых дорог, состояние которых зависело от погоды.

Во 2-й половине 19–20 веке бурно развивались современные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. В Тамбовской губернии возник с постройкой в 1866 железно-дорожной линии Рязань – Козлов (198 вёрст, учредитель ‒ П.Г. Дервиз) с целью экспорта зерна и других сельскохозяйственных товаров через балтийские порты. Участок Ряжск–Козлов дал начало Юго-Восточной железной дороги. В 1868 открылось движение грузовых и пассажирских поездов на участке Козлов–Воронеж, была сдана в эксплуатацию линия Грязи–Елец, в 1869 построена линия Грязи–Борисоглебск. В 1868 концессию на строительство железной дороги от Козлова до Тамбова (74 версты) получили Козловское и Тамбовское земства, и в 1870-м завершилось сооружение важнейшей железнодорожной магистрали Москва–КозловТамбов ‒ Саратов. Тогда же железная дорога связала Моршанск с Москвой и Сызранью. В 1870-м открылось движение на участке ТамбовУмёт.

В 1892 было образовано Общество Рязанско-Уральской железной дороги. В Тамбовской губернии оно построило линии Богоявленск–Лебедянь, Лебедянь–Елец, Тамбов–Камышин (1894), Богоявленск–Бенкендорф–Сосновка (1895), Иноковка–Инжавино (1899), МордовоЭртиль (1914). В строительство железной дороги вкладывались частные капиталы: на средства графа Бенкендорфа был подведён путь к Сосновке, купцов Асеевых–к Арженской суконной фабрике. Впоследствии частные дороги были выкуплены казной. Железные дороги дали выход сельскохозяйственным грузам к столицам и Волге, приблизив край к экономическим, политическим и культурным центрам страны. Усилились торговые связи и с заграницей, куда вывозился тамбовский хлеб. Однако в целом железнодорожная сеть края имела транзитный характер и не отвечала потребностям внутреннего рынка.

Эти железно-дорожные магистрали и ветки и ныне являются основными транспортными артериями. Их общая длина превышает 800 км, из которых 113 км путей электрифицированы. В 1990-е проведены переустройство и удлинение путей вместимостью 100 и более вагонов каждый на станциях Песковатка, Хоботово, Кочетовка и др. Наиболее крупные железно-дорожные станции –Тамбов, Мичуринск, Кочетовка, Моршанск. Ведущая роль в железно-дорожном хозяйстве играет Мичуринское отделение ЮВЖД (с 2010 – Мичуринский регион Филиала ОАО «РЖД» ЮВЖД): грузовые, пассажирские и пригородные перевозки в Тамбовской, частично– в Рязанской и Липецкой областях. В его состав входят Грязинская, Ртищевская, Кочетовская, Тамбовская и Балашовская дистанции пути; Мичуринская, Грязинская, Ртищевская и Балашовская дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи; Мичуринская, Ртищевская и Балашовская дистанции электроснабжения, Мичуринская, Тамбовская и Ртищевская дистанции гражданских сооружений. В 2009 Мичуринское отделение погружено и отправлено более 7,5 млн тонн грузов, в т. ч. 4 млн тонн нефтепродуктов.

Локомотивное депо станции Мичуринск обслуживает пассажирское движение на участке Мичуринск–Узуново, пригородное–на участках Мичуринск–Рязань, Мичуринск–Павелец, Мичуринск–Воронеж, Богоявленск–Челновая. Локомотивное депо станции Тамбов обслуживает пассажирское движение на участке ТамбовМичуринск, пригородное–на участках ТамбовМичуринск, Тамбов–Обловка, Тамбов–Тамала. Депо станции Кочетовка обеспечивает грузовое движение на участках Кочетовка–Рыбное, Кочетовка–Павелец, Кочетовка–Грязи, Кочетовка–Ртищево и Кочетовка–Лев Толстой. В настоящее время железно-дорожному транспорту принадлежит ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта – 95,9 %, на долю автомобильного приходится чуть более 4% от общего грузооборота.

Автомобильный транспорт. Впервые автомобиль в Тамбове появился в 1909–1924-сильный «Мартин», принадлежавший гражданину Швейцарии. В 1912 губернская земская управа приобрела легковой автомобиль «Руссо-Балт», мощностью 24 л. с., с деревянными колесами. В 1928 в Тамбове открылось автобусное сообщение. Набиравшее темпы отечественное автомобилестроение способствовало развитию автомобильного транспорта. В 1931 Тамбов получил 5 автобусов АМО, что позволило создать предприятие по пассажирским перевозкам. В 1937 создан Тамбовский областной трест «Автогужтранс», с 1938 сформированы автоколонны в Тамбове («Союззаготтранс») и в райцентрах.

Протяжённость автогужевых дорог в 1940-х составляла 7,6 тыс. км. В основном они были грунтовыми, булыжные мостовые составляли лишь 1,4%. В настоящее время протяжённость автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Тамбовской области, составляет 611,1 км, протяжённость автодорог регионального значения – 1992,6 км, местного значения – 16840,5 км (из которых 7231,5 км ‒ автодороги с твёрдым покрытием). Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории области, составляет 19444,2 км (в т. ч. с твёрдым покрытием ‒ 9835,2 км). В сети автомобильных дорог общего пользования наиболее благоустроенными являются федеральные дороги. Существует проблема связи сельских населённых пунктов с сетью дорог общего пользования. Более 400 населённых пунктов области (26 % от общего числа сельских поселений) не имеют связи по дорогам с твёрдым покрытием с сетью дорог общего пользования и железно-дорожных станций.

За период 2010–2016 автомобильным транспортом перевезено в 697,2 млн пассажиров. Регулярность движения автобусов составляет 98,8 % и остается неизменной с 2010-го. Автопарк развивался быстрыми темпами, удваиваясь каждые 10 лет. В 1940-м число автомобилей составляло 4 тыс., к 1996 оно возросло в 39 раз. Ежегодно растёт обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями. В 1960-м на 1 тыс. чел. населения приходилось 0,8 автомобиля; в 1996 – 92,3; в 2005 – 153,7; на 1 января 2018 – 325.

Троллейбусы (см.: Троллейбус тамбовский) на улицах Тамбова появились в 1955. Протяжённость троллейбусных линий к началу 21 века составляла около 100 км. С 1990-х этот вид общественного транспорта переживает серьёзный кризис. В середине 1980-х пассажиров обслуживало около 200 троллейбусов, на 1 января 2018 – около 40. Средний возраст парка – 12 лет. В последние годы широкое распространение получили таксомоторные перевозки.

Воздушный транспорт. Впервые самолёт на Тамбовщине был приобретён губернским коммунхозом в 1923 для борьбы с лесными пожарами и сельскохозяйственными вредителями. В 1930-м в Тамбове открылась авиашкола, в 1937–аэроклуб. С 1938 перевозку почты, грузов, функции санитарной авиации выполняли лётчики Воронежского аэропорта. С 1947 открылись пассажирские авиалинии, связавшие Тамбов с райцентрами Мордово, Токарёвка, Жердевка, Уварово, Сампур. В 1949 на базе авиаэскадрильи, дислоцированной в Тамбове, был создан Тамбовский авиаотряд с подчинением Московскому управлению Гражданского воздушного флота (ГВФ). Тамбов располагал полевым аэродромом, принимавшим самолёты ПО-2. В 1960-е было построено здание аэровокзала, рассчитанного на приём самолётов АН-2, ЯК-12, Ли-2. Начались полёты по маршрутам Тамбов–Москва, Тамбов – Воронеж. С 1969 воздушный транспорт интенсивно развивался. В Тамбовском аэропорту была построена бетонная взлётно-посадочная полоса, появилось современное радиотехническое оборудование. Это позволило использовать самолёты АН-24, расширить географию авиасообщений. В 1970-м протяжённость воздушных линий, обслуживаемых тамбовскими экипажами, составила 6,2 тыс. км. К 1990-му существовало воздушное сообщение Тамбова с 35 городами СССР. Во 2-й половине 1990-х пассажирское воздушное сообщение в Тамбовской области прекратилось. В 2003 возобновились пассажирские авиарейсы в Москву. В 2010-е – в С.-Петербург, Сочи и Симферополь. На регулярных авиарейсах в 2010–2016 перевезено 126 тыс. пассажиров.

С переходом к рыночной экономике транспорт испытал большие трудности. Максимальные объёмы грузовых перевозок всеми видами транспорта приходились на 1970–1980-е, когда в среднем за год перевозилось свыше 30 млн тонн. В дальнейшем происходило их ежегодное снижение, в середине 1990-х они не превысили 8 млн тонн.

Трубопроводный транспорт. По территории региона проложены 14 магистральных трубопроводов: 7 газопроводов высокого давления, 3 нефтепровода, 3–для перекачки продуктов нефтепереработки, аммиакопровод. Их общая длина в пределах области –около 1500 км. Первым был газопровод Саратов ‒ Москва. Газ по первой нитке трубопровода поступил в Москву в 1946– вначале самотёком, компрессорные станции были построены позднее. В 1959 от них в Моршанске и Кирсанове сделаны отводы, с которых началась газификация области. В 1964 вошёл в строй нефтепровод «Дружба», по которому из Татарии нефть поставляется в Германию, Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию, на нефтеперерабатывающие заводы ближнего зарубежья. В 1967 построен сверхмощный газопровод Средняя Азия–Центр, который начинается в Туркмении и заканчивается в Москве. Его длина–2700 км. В 1960–1970-х построен ещё ряд трубопроводов, в частности, бензопровод Самара–Брянск. В 1983 завершено строительство Тамбовского участка газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.

Е. Н. Капитонов, Ю. А. Мизис, В. Д. Мамонтов

Ист.:Железнодорожный транспорт // Тамбовская область :крат. краевед. справ. Воронеж, 1965; Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов, 2018; Тамбов :геогр. атлас. М., 1990.
ТРАНСПОРТ Автовокзал Тамбов
Автовокзал в Тамбове
ТРАНСПОРТ Аэропорт Тамбов
Аэропорт в Тамбове
Последние изменения страницы воскресенье, 17 январь 2021 18:59:38 MSK

Энциклопедия советует прочитать