МИЧУРИНСКИЙ РЕГИОН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (ЮВЖД), территориальное подразделение ЮВЖД – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Пути и инфраструктура находятся на территории Тамбовской, Липецкой, частично – Саратовской, Пензенской, Волгоградской, Воронежской и Рязанской областей. Строительство началось в 1860-х. В 1865 была утверждена концессия и создано акционерное общество (АО) Рязано-Козловской железной дороги (учредитель П. Г. фон Дервиз). Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Участок Рязань – Козлов был сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866, была продолжена ветка от Козлова к Воронежу (начало эксплуатации – 1868, см.: Козлово-Воронежская железная дорога). 22 декабря 1869 открыто движение на Тамбов (см.: Козлово-Тамбовская железная дорога). Создавалась железнодорожная инфраструктура: строились паровозо- и вагоноремонтные мастерские (в Козлове и Тамбове), депо, вокзалы, водокачки, станции. С 1891 Тамбово-Саратовская дорога объединилась с Тамбово-Козловской (Козлово-Саратовская железная дорога). В 1893 произошло слияние АО Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог в Общество Юго-Восточной железной дороги, действовавшего на территории Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской, Курской, Воронежской губерний и Области Войска Донского. В 1918 железные дороги были национализированы, в годы Гражданской войны понесли огромный ущерб. Во время Мамантова рейда 1919 были разрушены 2 железнодорожных моста, 60 стрелок, взорваны все паровозы, водокачки, сожжено более тысячи вагонов. Развитие железных дорог в области началось в 1930-х. В 1941 Мичуринск был стыковым пунктом с Ленинской (до 1936 – Москово-Рязанской) железной дорогой. В период Великой Отечественной войны Мичуринский железнодорожный узел имел стратегическое значение. Станция Кочетовка I через которую непрерывно шли воинские эшелоны, неоднократно подвергалась бомбёжкам, но продолжала эффективно работать. К концу 1950-х были восстановлены все разрушенные сооружения и устройства. В 1959 Мичуринское отделение (с 2010 – Мичуринский регион) вошло в состав ЮВЖД. В настоящее время территория региона, одного из крупнейших в стране, включает 14 линий (9 – частично). На ней находятся 160 станций, 7 локомотивных и моторвагонных депо, другие объекты инфраструктуры. Линия Ряжск – Мичуринск – Отрожка (Воронеж) – Лиски – Чертково, главная линия ЮВЖД, имеет важное значение для грузовых и пассажирских перевозок между северными, центральными и южными регионами. Станция Кочетовка I – одна из 9 крупнейших сортировочных станций сетевого значения.
С. И. Волков