Загружается...
 
обзорная статья

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Первые сведения о школах грамоты на территории края относятся к 16 веку. В 17–18 веках очагами распространения грамотности были церкви и монастыри. По указу Петра I в Тамбове, как и в ряде других городов, в 1714 открылась «цифирная» школа, насчитывавшая 133 ученика. В 1721 в Тамбове была основана гарнизонная школа для солдатских детей, обучавшая их военному делу и разным ремёслам. Общий же уровень грамотности оставался ничтожным. Становление образования в крае связано с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II и деятельностью наместника Г. Р. Державина, усилиями которого были открыты в 1786 четырёхклассное главное народное училище в Тамбове, в 1787 – двухклассные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске и других городах. В 1801 в них обучалось 215 человек. В 1790 открылась Тамбовская духовная семинария, переведена из Нижнего Ломова. В 1802 в Тамбове основан дворянский училищный корпус для детей бедных дворян.

В начале 19 века в России формируется единая система учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Каждая ступень имела целью дать законченное образование и подготовку к следующей ступени обучения. По Уставу учебных заведений 1828, во всех городах (кроме Спасска и Кадома) открылись уездные (трёхклассные) и приходские (одноклассные) училища. Народное образование сохраняло сословный характер, исключая начальную школу. В 1825 открылась Тамбовская мужская гимназия, в последующие годы – Александринский институт благородных девиц и канцелярское училище. С расширением сети государственных школ в Тамбовской губернии учреждается Дирекция народных училищ, которая подчинялась Казанскому, затем Харьковскому учебному округу.

В 1841 в больших сёлах были открыты школы для подготовки волостных писарей, размещались они в домах священников, обучение длилось 3–4 года. С 1843 в ходе реформирования государственной деревни стали создаваться начальные приходские училища у государственных крестьян: к 1844 их было 67, в 1866 – 110. Они придали импульс развитию просвещения в деревне. Инициатива открытия школ принадлежала сельским обществам, расходы по их содержанию несли сами крестьяне. В 1858 было разрешено открывать женские школы на уровне приходских училищ, после чего в 1859–1861 они открылись в Моршанске, Борисоглебске, Кирсанове, Козлове и Лебедяни. В пореформенный период появились Тамбовская женская гимназия и женские прогимназии в Борисоглебске, Козлове, Лебедяни и Липецке. В 1863 для дочерей священников в Тамбове было основано женское епархиальное училище.

В результате к 1870-м в Тамбовской губернии сложилась система учебных заведений, которая в низшем звене имела внесословный характер. Наряду с гуманитарными гимназиями, открывались реальные училища, ведущее место в которых отводилось естественным наукам (Тамбов, Моршанск). Тогда же были основаны Екатерининский учительский институт, Тамбовская фельдшерско-акушерская школа, Тамбовское ремесленное училище, Козловское железнодорожное училище. С 1870-х городские думы принимали меры к расширению числа начальных школ. Духовная епархия с 1880-х открывает церковно-приходские школы с 3-летним, позже с 4-летним обучением. В начале 20 века в городах действовало более 60 мужских и женских начальных городских училищ.

С 1880-х появляются земские школы. К 1914 их стало 1535 (59 % от общего числа). В 1860-е зарождаются воскресные школы, дававшие навыки чтения, письма, арифметики. Созданные на волне общественного подъёма, они уже в 1862 были закрыты. Лишь в 1889 вновь появились воскресные школы в Моршанске и Тамбове. Во 2-й половине 19 века начальные школы всех ведомств были объединены под общим названием начальных народных училищ. Управление ими сосредоточивалось в уездных и губернских училищных советах. Обострявшуюся с ростом числа учебных заведений нехватку учительских кадров восполняли женские гимназии, Екатерининский учительский институт. Учителями церковно-приходских школ были в основном выпускники училищ, открытых в 1890-х в Тамбове, Козлове и сёлах Новоалександровка (ныне село Новиково Староюрьевского района), Пахотный Угол. В конце 19 – начале 20 века возникают профессиональные объединения народных учителей, добивавшиеся улучшения своего материального и правового положения. В 1901 открылись губернские педагогические курсы для учителей земских школ. Рассчитанные на 2 года, они более не созывались, так как власти опасались их политической оппозиционности. К 1914 в Тамбовской губернии насчитывалось до 2700 начальных училищ, возник вопрос о введении всеобщего начального обучения, который, однако, не был решён в России из-за 1-й мировой войны. В начале 20 века в Тамбове появились музыкальное училище, смешанная гимназия и реальное училище Попова, частные женские гимназии Д. А. Пташник и Р. К. Ивановой, в Козлове – женская гимназия, коммерческое училище, в Моршанске – женские и мужские гимназии, в Кирсанове – женская гимназия, в селе Чакиносельскохозяйственное училище, в уездных городах – 8 учительских семинарий. Однако общий уровень грамотности жителей Тамбовской губернии не превышал 20 %.

С установлением советской власти школа подверглась решительной ломке. Была отменена сословность обучения, все образовательные учреждения переданы в ведение Наркомата просвещения, на местах – Советов, при которых создавались школьные отделы, изымались старые учебники, пересматривались программы и учебные планы. В мае 1918 губисполком создал комиссию во главе с В. Т. Летуновским для разработки плана организации народного образования в губернии. Новая школа строилась на принципах единства и преемственности всех звеньев, трудового обучения, доступности, отделения от церкви, совместного обучения детей обоего пола. С конца 1918 повсеместно вводилась единая трудовая школа двух ступеней: 1-я – для детей 8–13 лет; 2-я – для детей 13–17 лет. Экономическая разруха, нехватка учителей и инструкторов, книг и учебных пособий тормозили процесс реорганизации, и осенью 1918 из 360 тысяч детей на учёбу было принято только 216 тысяч. Для создания новых кадров учителей в апреле 1918 в Тамбове был открыт Народный университет, при нём педагогические курсы. Учительские семинарии преобразовывались в педагогические курсы. Были организованы курсы преподавателей трудового обучения. В 1919 в губернии открыты высшие учебные заведения: Тамбовский университет и Борисоглебский сельскохозяйственный институт, а также Тамбовский рабфак.

В 1920 развернулась кампания ликвидации неграмотности среди взрослых – ликбез. Только в Тамбовском уезде открылись 484 пункта ликбеза и 1687 групп. К июлю 1920 17 тысяч взрослых научились читать и писать. В ликвидации неграмотности большую роль сыграли культармейцы, их было более 10 тысяч. Другой важной задачей послереволюционного периода стала борьба с детской беспризорностью. В Тамбовской губернии для детей было создано 12 специальных школ-коммун. Согласно декрету Совета народных комиссаров «О мерах к улучшению снабжения школ и других просветительских учреждений» (1921) шла реализация новых принципов обеспечения школ. В условиях острой нехватки материальных ресурсов они были поделены на 3 категории: школы на государственном бюджете (59), школы на местном бюджете (792), школы на началах самообложения крестьянского населения (все остальные). К 1923 в Тамбовской губернии насчитывалось 2268 разного типа школ, детских домов и приёмников с 248 тысячами учащихся. В 1924 стали создаваться объединённые школы-девятилетки. В 1925 сложилась стабильная сеть учебных заведений, включавшая 1416 школ 1-й ступени, 33 семилетки, 7 школ фабрично-заводского ученичества, 26 школ 2-й ступени. 45 % детей школьного возраста были охвачены обучением. В 1926 грамотность жителей в возрасте от 9 до 49 лет составила 51 %. С 1930 в СССР введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. В городах и рабочих посёлках вводилось обязательное 7-летнее образование. В 1934 для всей страны установлена 3-ступенчатая общеобразовательная школа: начальная (4 класса), неполная средняя (7 классов), средняя (10 классов). В городах и крупных сёлах открыты средние школы.

С учреждением Тамбовской области (1937) заметно увеличились затраты на образование. К 1941 были построены 59 школ на 15 тысяч учеников. Росли число и квалификация учителей. В 1938 открылся областной институт повышения квалификации кадров народного образования (с 1942 – институт усовершенствования учителей, с 1991 – институт повышения квалификации работников образования). К 1940 в области насчитывалось 5 вузов, 34 техникума, 1900 школ. Однако дальнейшему развитию образования помешала Великая Отечественная война. В школах разместились госпитали и лазареты. Занятия проходили в 3–4 смены. Значительно сократилось число учащихся. Для детей, оставшихся без родителей, работало 148 детдомов. В старших классах для юношей была введена военная и физическая подготовка, что потребовало раздельного обучения мальчиков и девочек.

После войны развитие системы образования возобновилось. В 1949–1952 осуществился переход к 7-летнему всеобщему обязательному политехническому обучению. Школьная сеть Тамбовской области в 1951 состояла из 1267 начальных, 500 7-летних, 142 средних школ и 13 школ-интернатов. В 1950-е построены новые школьные здания и расширены имевшиеся на 43,5 тысячи мест, в 1954/55 учебном году введены новые учебные планы, программы, нацеленные на усвоение основ наук, систематичность знаний. С середине 1960-х при сокращении числа 8-летних школ увеличилось число средних, в 1966–1975 осуществлялась политехнизация обучения, создавались опытные пришкольные участки. В 1970-е был объявлен переход ко всеобщему среднему образованию. Сельские школы были перестроены и по своим условиям приблизились к городским, росло количество пришкольных интернатов на селе, принимались меры к улучшению материального положения учителей, особенно сельских. Однако проблема обеспеченности села стабильными кадрами учителей не была решена.

В 1980-е в области принимались меры по совершенствованию структуры среднего и профессионального образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации, общественного и семейного воспитания. Складывалась система непрерывного образования. Сеть дошкольных учреждений охватывала 70 % детей, 40 % школьников были охвачены группами продлённого дня. В Тамбове открылись спецальные школы с углублённым изучением предметов. Во всех городах и районах создан комплекс внешкольных учреждений: Дворец пионеров и школьников, спортивная школа, детско-юношеские станции. К труду учащихся готовили 10 учебно-производственных комбинатов, более 1 тысячи производственных бригад. Определённую роль в выполнении Закона об обязательном среднего образовании сыграли заочные, вечерние и сменные школы рабочей молодёжи. Число учащихся в них достигло 33 тысяч. По официальным данным, уровень среднего образования к 1980-м достиг 98 %. В 1990-е в стране проведена новая школьная реформа, направленная на демократизацию и гуманизацию образования, введение вариативного и дифференцированного обучения, переход к государственно-общественному управлению системой образования.

К начале 2000-х в области было 1286 образовательных учреждений, в том числе 421 средняя школа, 165 начальных школ и школ – детских садов, 31 детский дом и приют. В них обучалось 156 тысяч учащихся. 318 тысяч детей посещали дошкольные учреждения. Действовали 83 учреждения дополнительного образования с охватом 58,5 тысячи детей (дома и центры детского творчества, детско-юношеские спортивной школы, станции юных техников, юных натуралистов). В 2006–2010 проведена комплексная модернизация системы образования: введено нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда педагогических кадров, проведена реструктуризация школ. В настоящее время в области 107 общеобразовательных организаций, 338 филиалов, включая 14 общеобразовательных организаций инновационного типа, 286 школ с углублённым изучением отдельных предметов, 19 организаций среднего профессионального образования, 3 университета, 2 института. Вводятся в строй новые школы, детские сады, в том числе самая большая школа России «Сколково-Тамбов» на 2425 мест. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет охвачены программами дошкольного образования. В системе образования области трудятся 15 тысяч педагогических работников, 85 % имеют высшее образование, из них 49 % квалификационные категории.

М. Г. Кот, З. А. Кузьменко, Г. А. Шешерина

Ист.: Культурное строительство в Тамбовской губернии, 1918–1928 : сб. док. и материалов. Воронеж, 1983.

Лит.: Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993; Фурсова С. В. История народной школы Тамбовской губернии в пореформенный период (1861–1904). Тамбов, 2000.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Занятия в Тамбовской мужской гимназии. Фото 1890 х гг.
Занятия в Тамбовской мужской гимназии. Фото 1890 х гг.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Торжественная линейка 1 сентября 1968 г. в Никитинской средней школе Инжавинского района
Торжественная линейка 1 сентября 1968 г. в Никитинской средней школе Инжавинского района
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Занятия в детском технопарке Кванториум-Тамбов. Фото 2019 г.
Занятия в детском технопарке Кванториум-Тамбов. Фото 2019 г.
Последние изменения страницы среда, 10 май 2023 13:39:48 MSK

Энциклопедия советует прочитать