ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ, система начальных школ при приходах Русской церкви. Реформой 1804 были вписаны в 4-ступенчатую образовательную систему в качестве 1-й ступени. Должны были давать детям всех сословий начальное образование и готовить к поступлению в уездные училища. Находились в ведении епархиального училищного совета, а обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход. Учителями в основном были священнослужители и миряне, окончившие семинарии или епархиальные училища. В Тамбовской губернии развитие системы церковно-приходских школ началось с 1884 (до этого насчитывалось 23 школы) в связи с принятием государством мер по оказанию им поддержки и введением «Правил о церковно-приходских школах». В 1893 в губернии было 966 школ, а к 1910-му каждый приход в Тамбовской губернии (всего 1049) имел церковно-приходскую школу.
Делились на одноклассные с двухгодичным обучением (с начала 20 века – 3 года) и двухклассные с четырёхгодичным (с начала 20 века – 5 лет). С 1891 к церковно-приходским школам стали причислять школы грамоты (низшая ступень в иерархии церковно-приходских школ). Лица, окончившие двухклассные школы, имели право вести преподавательскую деятельность в школах первых двух ступеней. К 1890-му в Тамбовской губернии в специально предназначенных зданиях размещалось менее трети всех церковно-приходских школ. Остальные располагались либо в частных домах, либо в церковных помещениях. Большинство школ были смешанными, но встречались заведения только для мальчиков, ещё реже – только для девочек. В церковно-приходских школах могли обучаться не только представители православной конфессии. В 1889/1890 учебном году на территории Тамбовской губернии в них обучалось 50 раскольников, 106 сектантов, 5 магометан (мусульман), 1 еврей. Не являлись сословными, но подавляющее большинство учащихся принадлежало к крестьянству.
В одноклассных церковно-приходских школах преподавали Закон Божий, церковное пение, церковное и гражданское чтение, начальную арифметику. В двухклассных – также историю, географию, гигиену, начала физики и др. Действовала система дополнительных практикоориентированных дисциплин, в основном связанных с рукоделием и ремеслом. Мальчики, окончившие школу, получали льготу по воинской повинности. Согласно Правилам (1884), учебный год должен был длиться с 15 сентября по май, но в сельской местности фактически зависел от цикла сельскохозяйственных работ. Уровень подготовки был невысок и не был достаточным для поступления в средние учебные заведения.
В 1918 церковно-приходские школы в Тамбовской губернии были ликвидированы по постановлению Совета народных комиссаров от 11 (24) декабря 1917 «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению».
К. С. Кунавин