Загружается...
 
распорядительные органы городского самоуправления

ГОРОДСКИЕ ДУМЫ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ, распорядительные органы городского самоуправления. Созданы по «Жалованной грамоте городам» 1785. К думам перешла часть функций от городских магистратов и ратуш. Первичным органом самоуправления были городские собрания из горожан, достигших 25 лет и имевших годовой доход не менее 50 рублей. Разделённые на 6 сословных разрядов, они избирали общую думу во главе с городским головой, сроком на 3 года. В Тамбовской губернии были созданы в большинстве городов после 1785. Раз в 3 года дума выбирала исполнительный орган – шестигласную думу (по 1 представителю от всех 6 разрядов). В конце 18 – середине 19 века в компетенцию думы входили вопросы благоустройства улиц, развития ремёсел и торговли, сбора налогов, защиты сословных прав, сохранности строений. Должность городского головы занимали только купцы. Постепенно дума и городские головы попали под сильный контроль губернаторов и губернской канцелярии, существенно утратив свое значение органа самоуправления.

Городовое положение 1870 устранило сословный ценз в формировании дум, заменив его имущественным. Наряду с частными лицами избирательное право получили учреждения и общества, имевшие недвижимость и платившие налоги и сборы в городской бюджет. Срок полномочий – 4 года. Получили большие права в контроле над торгово-промышленной предпринимательской сферой, в создании городских банков и других кредитных учреждений, формировании и расходовании своего бюджета. Избирательная активность горожан была низкой. Высокую заинтересованность проявляло купечество, представители которого составляли большинство гласных в Тамбове и в уездных городах. Нахождение городских ресурсов в руках купцов нередко порождало финансовые злоупотребления и банковскую коррупцию, вынуждало губернаторов усиливать контроль. К концу 1880-х заметно выросло число судебных дел о преступлениях должностных лиц городских самоуправлений, особенно Борисоглебска и Козлова. Думы приняли немало решений вне рамок их компетенции, более всего по части введения незаконных источников доходов городских бюджетов. Городовое положение 1892 сузило круг избирателей, повысив имущественный ценз. В Тамбове их число в 1896 составило 435 человек, в малых уездных городах – десятки человек. От участия в самоуправлении отсекались малообразованные и малоактивные горожане, правительственным органам стало легче контролировать корпоративные устремления купеческих гласных.

Думы занимались также развитием муниципальных предприятий, благоустройством городов, культурой. Более масштабной эта деятельность была в Тамбове и наиболее развитых уездных городах (Козлов, Моршанск, Борисоглебск, Липецк). Государство возложило на думы ряд функций по содержанию полиции, государственных учреждений, армии, что отягчало городские бюджеты. В 1900–1912 общий бюджет городских дум Тамбовской губернии вырос в 3 раза, но средств не хватало. Одним из крупных мероприятий стало строительство водопроводов: в Тамбове в 1880-е, в Козлове, Моршанске, Борисоглебске, Липецке, Лебедяни в 1910–1914. В 1891 была построена современная скотобойня в Тамбове, в 1897 – в Моршанске, в 1900–1910 – в Усмани, Лебедяни, Кирсанове, Липецке. В 1908–1911 в Тамбове, Козлове, Борисоглебске, Моршанске были построены электростанции, и центральные улицы стали освещаться электричеством. Тамбовская городская дума в 1913 приняла решение и изыскала кредит на строительство трамвая, однако из-за Первой мировой войны пришлось отказаться от проекта. Думы отпускали средства для народных училищ, открывали и содержали прогимназии и гимназии, участвовали в создании и финансировании ремесленных и коммерческих училищ, оказывали материальную помощь учащимся. К 1912 уровень грамотности в городах вдвое превысил уровень грамотности села, чему в немалой степени способствовали средства, выделяемые на народное образование. В 1901–1905 были открыты публичные библиотеки в Козлове, Моршанске, Кадоме, Лебедяни, Спасске, Елатьме, Шацке. Думы занимались открытием больниц, амбулаторий, других медицинских учреждений, приютов и богаделен, ночлежных домов, сбором средств на поддержку армии и семей призывников в годы Русско-японской и Первой мировой войн. В целом же городские думы Тамбовской губернии в неполной мере решали социокультурные проблемы своих городов. Были ликвидированы в период установления советской власти весной 1918 г.

В 1993 в соответствии с Федеральным законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» была создана современная Тамбовская городская дума. В настоящее время деятельность Тамбовской городской думы определяется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.


В. В. Канищев, Ю. А. Мизис

Ист.: ГАТО. Ф. 16 (Городские думы. Тамбовская); Там же. Ф. 17 (Городские управы. Тамбовская); Там же. Ф. 24 (Тамбовское губернское по земским и городским делам присутствие); Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.

Лит.: Блудов А. М. Городское самоуправление в России на рубеже XIX–XX вв.: на материалах Тамб. губ. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2003; Ильин А. Ю., Канищев В. В. Очерки истории городского самоуправления в Тамбове (конец XVIII – начало XX в.). Тамбов, 2014; Ильин А. Ю. Урбанизация и городское хозяйство: развитие коммунальной инфраструктуры в провинциальных центрах России (XVIII–XX вв.) = Urbanization and Municipal Economy: Development of Utility Infrastructure in Provincial Centers of Russia (XVIII–XX centuries). Тамбов, 2016; Семёнов А. К. Эволюция городского самоуправления в российской провинции в последней трети XIX века: на материалах Тамб. губ. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2001.


Последние изменения страницы понедельник, 22 ноябрь 2021 15:01:57 MSK

Энциклопедия советует прочитать