Загружается...
 
обзорная статья

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тамбовского края до начала 19 века развивалось в различных формах народного творчества. Наибольшую известность получили тамбовские вышивка, глиняная игрушка и роспись по дереву. Характер стихийного заселения края проявился в многообразии связей и влиянии традиций искусства других регионов страны.

Со 2-й половины 18 века в крае шёл процесс формирования дворянской поместной культуры, соединившей достижения садово-парковой и жилой архитектуры, живописи, скульптуры и прочего. Поколениями в усадьбах накапливались историко-культурные ценности: библиотеки, архивы, коллекции картин и скульптур. Имения Мара Баратынских, Любичи Н. И. Кривцова, Караул Б. Н. Чичерина и другие стали культурными центрами губернии. С ними связаны жизни и судьбы выдающихся людей России. Укрепление империи, рост городов вызвали расцвет архитектуры и строительства не только в центре, но и на местах. В конце 18 – 19 веке в Тамбовской губернии возводятся многочисленные храмы, над убранством которых работали приезжие артели иконописцев. Упоминание о местных «мастерах живописного художества» относится к 1-й четверти 19 века. Один из них – Е. Е. Куракин (1785–1843), бывший дворовый помещика Арапова. Начало художественному образованию в крае положила школа рисования и живописи А. Д. Надежина в Козлове (1832).

Со 2-й половины 19 века интерес к искусству в обществе усиливается. Демократизация жизни в пореформенную эпоху способствовала развитию общественной активности, меценатства. В 1879 в Тамбове создан первый историко-этнографический музей, положивший начало общественному собирательству произведений искусства. Заметную роль в художественной жизни играли Тамбовская губернская учёная архивная комиссия (1884) и Общество народных чтений (1890), служившие целям просвещения. В Тамбове и Козлове состоялись выставки «передвижников». Общество любителей художеств (1907) организует собственные художественные выставки. Среди деятелей искусства возрастает интерес к народному творчеству, сохранению центров народного искусства. С Тамбовщиной связаны имена известных мастеров-уроженцев края (Е. А. Лансере, А. П. Рябушкина, В. О. Шервуда) или бывавших и черпавших здесь творческое вдохновение П. П. Соколова, Ф. А. Васильева, В. Д. и Е. Д. Поленовых и др.

После 1917 художественная жизнь Тамбовщины становится сложнее и динамичнее. Революционная волна смела многие традиционные формы искусства, определила новые тенденции. В Тамбове, Козлове стихийно возникли объединения художников. Выдвигаются идеи создания нового искусства. В Тамбове состоялась конференция Пролеткульта (1918), декларировавшего авангардизм на почве отрицания прошлой культуры. Наряду с этим продолжают работать мастера реалистического искусства. В 1925 в Тамбове создается филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), на выставках которого в Москве участвовали В. Г. Белоцветов, А. Н. Нестеров, Н. А. Отнякин. В 1920–1930-х утверждается практика тематических выставок. Героями произведений стали рабочие и колхозники. Централизация художественной жизни страны, утверждение «соцреализма» как творческого метода нового советского искусства на многие годы определили его развитие. В конце 1930-х образовано Тамбовское отделение Союза советских художников РСФСР. В годы Великой Отечественной войны в него входили В. Н. Кожухов, А. Н. Нестеров, Т. Н. Емельянова, Н. И. Фрейман и др. В картинах, представленных на выставках в Тамбове (1941, 1943), ярко отражены реалии военного времени.

В послевоенное время происходит подъём художественной жизни. Растёт число художников, устраиваются городские и областные выставки, открывается Тамбовская областная картинная галерея (ТОКГ). Отныне здесь проходят художественные выставки. Появились специалисты по истории искусства края. Приметой времени стала массовость искусства, чему способствовали всесоюзные и республиканские выставки. В них участвовали А. П. Краснов, Е. В. Рябинский, С. Е. Лебедев и другие мастера, получившие признание за пределами края. Однако жёсткость идеологических рамок, регламентировавших не только идейно-образное содержание произведения, но и форму его воплощения, вела к застою в искусстве. Попытки его преодоления выразились в 1990-х в организации альтернативных выставок.

1990-е – время перемен в художественной жизни края. Смена творческих поколений происходила в условиях сокращения государственной поддержки и формирования рынка искусства. Произведения тамбовских художников уходят за пределы края. Потребительский спрос определил распространение салонного искусства. Но это не умаляет главного достижения 1990-х – свободы творчества. Активная выставочная деятельность с конца 1990-х ведётся Тамбовским региональным отделением Союза художников России. Наряду с областными и персональными выставками большую популярность приобретают групповые выставки. Становятся традиционными выставки в ТОКГ (с 1994) группы художников «На крыше». В выставочных залах Тамбовской организации Союза художников России ежегодно проводится от 10 до 15 выставок. Новыми именами пополняется Тамбовское отделение.

Начало 21 века отмечено притоком творческой молодёжи, формированием нового поколения тамбовских художников. Характерным цветовым строем отличается живопись И. В. Кудрявцева, достойными продолжателями традиций тамбовского изобразительного искусства являются А. Б. Балагурова, А. А. Бубенцов, А. П. Золотов, М. Б. Ольшанский, Д. М. Салычев, В. В. Сизов, О. В. Сизова, Т. В. Тимиргалиева и др.

О. Б. Макарова, Е. И. Саляхова

Лит.: Михайлов В. И. Художники Тамбовского края: ист. очерк развития изобраз. искусства на Тамбовщине. Л., 1976; Тамбовская областная картинная галерея : альбом. М., 1994.
Последние изменения страницы пятница, 11 март 2022 10:43:19 MSK

Энциклопедия советует прочитать