Загружается...
 
религиозное течение

СКОПЧЕСТВО (СКОПЦЫ), религиозное течение. Зародилось в 18 веке в среде хлыстовства, которому было близко в религиозных практиках и некоторых элементах вероучения. Основателем считается К. И. Селиванов. Скопчество предполагало ритуальную кастрацию, запреты на употребление мяса, рыбы, картофеля, алкоголя и некоторых других видов пищи, молитвенные собрания («радения») с использованием мистико-экстатических практик. Общины отличались сплочённостью, взаимопомощью, замкнутостью.

В начале 1770-х Е. Ретивый (ум. 1800) и К. Селиванов проповедуют в селе Сосновка Моршанского уезда, где появляется первый скопческий «корабль» (община) на Тамбовщине. В течение короткого времени оскопилось до 60 человек. В 1775, после судебного разбирательства, К. Селиванов публично бит кнутом в Сосновке и выслан в Нерчинск. Наказанию и ссылкам подверглись и другие распространители скопчества. В царствование императора Николая I преследование скопчества усилилось, так как оно относилось к сектам «особо вредным». В череде разбирательств и следственных действий 1838–1841 было открыто, что моршанские купцы-скопцы распространяли скопчество «посредством выкупов крестьян из крепостного состояния и припискою их на круг своих семейств», а также «посредством дачи денег взаймы нуждающимся и содержанием их в своих домах для отработки оных», отмечались случаи насильственного оскопления. В 1869 завершилось наиболее нашумевшее следствие и судебное разбирательство о скопцах, известное как «дело Плотицына» (см.: Плотицыны). Было арестовано 48 человек. Моршанского купца М. К. Плотицына, признанного «возглавителем» скопчества, и ещё несколько человек сослали в Сибирь. К концу 19 века количество скопцов стало сокращаться, чему способствовало неприятие большинством народа крайностей скопческого аскетизма. Свою лепту в борьбу со скопчеством вносили обличительная проповедь православных миссионеров, критика этого учения представителями других религиозных течений и административно-полицейские меры (в 1895 состоялся очередной судебный процесс). Тем не менее скопческие общины продолжали существовать главным образом в Моршанском уезде в сёлах Правые и Левые Ламки, Атманов Угол, Сосновка и в самом Моршанске. В связи с указом о веротерпимости (1905) из Сибири в Тамбовскую губернию были возвращены некоторые активные проповедники скопчества, что привело к его оживлению. Советское государство также отнесло скопчество к реакционным и враждебным себе силам, поэтому «корабли» скопцов с конца 1920-х могли существовать под угрозой судебного преследования только нелегально. Случаи оскопления становились всё более редкими, число скопцов снижалось. Инструкцией по применению законодательства о культах 1961 запрещалась регистрация религиозных обществ и групп верующих, принадлежащих к сектам, «вероучение которых носит антигосударственный и изуверский характер». По данным органов власти, в начале 1960-х насчитывалось 50 скопцов, но никаких попыток создания религиозной организации и тем более получения регистрации они не предпринимали. Последние сведения о скопцах в регионе относятся к 1990-м. В настоящее время можно констатировать фактическое исчезновение скопчества как религиозного течения на территории Тамбовской области.

А. Н. Алленов

Лит.: Алленов А. Н. История религиозных течений в Тамбовской области. Тамбов, 2013; Панченко А. А. Христовщина и скопчество : фольклор и традиц. культура рус. мист. сект. М., 2004.

Последние изменения страницы среда, 21 февраль 2024 15:58:23 MSK

Энциклопедия советует прочитать