Загружается...
 
археологическая культура

САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура 3 века до нашей эры – 3 века нашей эры. Сменила савроматскую сначала в Приуралье, где она сформировалась в её недрах в связи с проникновением сюда пришельцев из соседних лесостепных и более восточных степных областей. Её носители – кочевые ирано-язычные племена. В конце 4 – начале 3 века до нашей эры распространяется на территорию Нижнего Поволжья и в 3–2 веках до нашей эры далее на запад, в волго-донские степи, на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. Сарматская культура подразделяется на 3 хронологических периода, каждый же из них часто рассматривается исследователями в качестве самостоятельной культуры. Для всех 3-х периодов, как и для савроматской культуры, характерен кочевой уклад жизни населения. Однако в некоторых районах происходит оседание части сарматского населения. Особенно значителен этот процесс был на территории Северного Кавказа. 1-й период – раннесарматский (прохоровский) – 2-я половина 4 – 2 век до нашей эры. Характеризуется значительными изменениями в погребальном обряде, появлением новых форм вещей (мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю, круглодонная керамика). Памятники периода распространены на территории от Приуралья до Днепра, включая и Северный Кавказ, и связаны с движением сираков, языгов и роксолан. 2-й период – среднесарматский (сусловский), датируется 1 веком до нашей эры – 1 веком нашей эры. Памятники 1 века нашей эры открыты в Румынии и Венгрии, что подтверждает свидетельства античных авторов о продвижении языгов и роксолан за пределы Северного Причерноморья в это время. При сохранении многих черт погребального обряда, характерных для захоронений 1-го периода, заметны изменения в вещевом комплексе 2-го периода. Распространяются железные черешковые наконечники стрел, мечи и кинжалы с кольцевым навершием, маленькие зеркала, фибулы и так далее. Характерно большое количество импортных изделий: разнообразные керамические сосуды, полученные главным образом из греческих городов Северного Причерноморья; серебряная и бронзовая посуда италийских и провинциальных римских мастерских и др. Отличительной чертой является широкое распространение ювелирных изделий, украшенных вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла («полихромный» стиль). Период выделяется среди других большим числом захоронений. К нему же относится и серия богатых погребений сарматской знати на Нижнем Дону – «Новочеркасский клад». 3-й период – позднесарматский (аланский), 2–3 века нашей эры. В этот период наблюдается важное изменение в погребальном обряде, южная ориентировка, характерная для прохоровского и сусловского периодов, заменяется на северную. Распространяется обычай деформации черепов. Многие явления сусловского периода и элементы его вещевого комплекса существуют в аланском периоде. Мечи с кольцевым навершием продолжают употребляться, но постепенно вытесняются мечами без навершия и перекрестия. Сарматская культура оказала сильное влияние на культуру окружающих её народов. Скифская культура со времени вторжения сарматов в Северное Причерноморье перестала существовать как в степной, так и в лесостепной зонах. Уцелевшие после разгрома сарматами скифы восприняли вещевой комплекс их культуры. Влияние сарматов сказалось и на культуре жителей городов Северного Причерноморья. Памятники сарматской культуры исчезают после вторжения готов. На территории Тамбовской области известны как случайные находки предметов сарматского вооружения, так и сарматские погребения. Случайными находками вооружения, как правило, являются находки мечей-акинаков. По внешнему виду они разделяются на мечи с навершиями в виде классических серпов или рожек (ранний этап сарматской культуры), навершиями в виде кольца (средний этап сарматской культуры) и без навершия (поздний этап). В 1989 экспедицией под руководством Н. Б. Моисеева исследован курган у села Пичаево Жердевского района. В погребении-7 найдено захоронение женщины-сарматки. Костяк лежал на правом боку головой к юго-востоку. Левая рука согнута в локте под прямым углом, кисть правой руки находилась у лица. Ноги согнуты, берцовые кости сломаны. В области шеи собрано 36 мелких пастовых бусинок. В 1992 исследован курган-20 из Графской курганной группы, расположенной у города Жердевки. В этом кургане исследовано погребение сарматского воина. Найдены серебряный перстень, серебряная пряжка, фрагменты небольшого серебряного сосуда, 17 трёхлопастных черешковых наконечников стрел, фрагмент ножа, кольчуга, двулезвинный меч, кувшин. В 1999 археологической экспедицией под руководством С. И. Андреева в верховьях реки Воронежа открыта группа памятников, относящихся к сарматскому кругу.

С. И. Андреев

Лит.: Медведев А. П. Ранний железный век лесостепного Подонья. Археология и этнокультурная история I тысячелетия до н. э. М., 1999; Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.
САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА
Сарматская культура. Инвентарь погребения 20-го кургана Графской курганной группы: фрагмент железной кольчуги, железные наконечники стрел, серебряная пряжка, серебряный перстень, костяная пластина
Последние изменения страницы пятница, 2 февраль 2024 09:20:17 MSK

Энциклопедия советует прочитать