Загружается...
 
обзорная статья

ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО Тамбовского края Формировалось в синодальный период 18 - начала 20 в. В настоящее время сохранились росписи храма Спасо-Преображенского кафедрального собора Тамбова (1694-1783) и монохромные росписи (1861-1864) Казанского собора Тамбовского Казанского мужского монастыря (1791). Росписи Покровского собора (1763) Тамбова в 1988 возобновлены (под руководством Н. Б. Титова). Росписи и иконостас (ампир) повторно обновлены в 1991-1992 художником из Санкт-Петербурга. Особую историческую и художественную ценность имеет фарфоровый иконостас с элементами барокко и классицизма, изготовленный на императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, фарфоровые напольные и запрестольные киоты, живописные иконы, выполненные маслом на металле в Михайло-Архангельской церкви р. п. Мордово (1890-1909). Изразцовый керамический иконостас Благовещенской церкви (1886–89) в с. Новотомниково Моршанского района выполнен в русско-византийском стиле, изготовлен в Санкт-Петербурге на заводе М. В. Харламова. Росписи храма выполнены по рисункам архитектора Н. В. Султанова. Стиль ампир (росписи, иконостас и напольные киоты) наиболее цельно представлен в значительной по размерам Троицкой церкви (1889) р. п. Пичаево. Сюда можно отнести сложный по технике иконостас Космодамианской церкви (1840) с. Козьмодемьяновка Тамбовского района. Ампир прослеживается как в круглой планировке храма, так и в иконостасе Троицкой церкви (1839) с. Бондари. Космодамианская церковь (1832-1839) г. Кирсанова имеет иконостас в стиле ампир со сложной горельефной резьбой и позолотой. Михайло-Архангельская деревянная церковь (новая постройка, 1900) с. Царёвка Знаменского района включает элементы стиля ампир. Так называемый русский стиль имеет конструкция иконостаса Никольской церкви (1879) с. Кривополянья и Богоявленская церковь с. Пахотный Угол Бондарского района. Уникальные иконы Афонского письма в русском стиле находятся в Михайло-Архангельской церкви с. Царевка, в Знаменском женском монастыре с. Сухотинка Знаменского района, Троицкой церкви с. Бондари. Современное храмовое искусство представлено в новых храмах Тамбова – Новомучеников и Исповедников Российских (2000; витражи художника по стеклу Н. Л. Мильченко), великомученика и целителя Пантелеимона (2010), Свято-Троицком (2010). Храм преподобного Силуана Афонского (2010-2014) п. Новая Ляда Тамбовского района имеет очевидное соединение византийского и русского начала в оформлении внешнего и внутреннего убранства (руководитель художественных работ С. Е. Большакова, Санкт-Петербург). С начала 21 в. в строительстве и художественном оформлении новых храмов активное участие принимают мастера Москвы, Воронежа, Пензы, Тамбова.

М. В. Никольский

Лит.: Авдеев В. М. Храм преподобного Силуана Афонского в посёлке Новая Ляда. Тамбовская епархия. СПб., 2016; Красилин М. М. Росписи и надписи в Казанском соборе Тамбова // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004; Сокольников М. А. М. Герасимов: жизнь и творчество. М., 1954; Храмы Тамбовской епархии : фотоальбом. Тамбов, 2005.
Последние изменения страницы вторник, 25 май 2021 22:23:07 MSK

Энциклопедия советует прочитать