Загружается...
 
обзорная статья

ТАМБОВСКИЙ КРАЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ известен по произведениям поэзии и прозы 18–21 вв. Художественная литература запечатлела более чем трёхвековую историю бывшей крепости, защищавшей Московское государство от набегов крымских и азовских татар; жизнь провинциального российского города, быт и нравы тамбовских крестьян и мелкопоместного дворянства, трагические события Гражданской войны и крестьянское восстание, коллективизацию и строительство социализма, реалии современной жизни. В стихах, повестях и романах воспета неброская красота природы Черноземья; в буднях и праздниках, радостях и горестях жизни Тамбовского края увидены прошлое и настоящее России. Одним из первых обращений к Тамбовскому краю является стихотворение Г. Р. Державина «Осень во время осады Очакова» (1788). Первоначально оно называлось «Осень в Зубриловке». Эта деревня находилась недалеко от Тамбова, где было имение близких друзей Державина – Голицыных, которых он часто навещал. Поэт рисует картины осенней степи, голых холмов, где уже не пасутся стада, затем обращается к стенам Очакова, объятым огнём, и к князю С. Ф. Голицыну, находившемуся на войне. Другое стихотворение «Желание Зимы» посвящено П. М. Захарьину – первому тамбовскому писателю. В 1786 тамбовские дворяне представили «Пролог в одном действии, с музыкою на открытие в Тамбове театра и народного училища», сочиненный Г. Р. Державиным. В аллегорической форме автор изобразил непросвещённых жителей Тамбовской губернии в виде тёмного дикого леса, в котором Пустынник с факелом в руке прокладывает дорогу (аллегория Петра I, его просветительских реформ). Е. А. Боратынский, покинув имение родителей (с. Мара Кирсановского у. Тамбовской губ. – ныне с. Софьинка Умётского р-на), часто обращался в поэзии к родным местам. В 1827 он посетил имение вместе с женой и новорождённой дочерью. С романтической пылкостью поэт обращается к родным степям и дубравам, вспоминает своих друзей-декабристов. Проникнута грустью его элегия «Запустение», написанная Е. А. Боратынским при посещении Мары осенью 1833. После смерти отца, содержавшего сад с аллеями, гротами, беседками и мостиками в прекрасном состоянии, поэт увидел запустение и разрушенные временем творения. Основой сюжета романа М. Ю. Лермонтова «Вадим» (1832–1834) послужила история помещиков Муратова и Крюкова Козловского у. Тамбовской губ.: второй из них незаконно отобрал у первого имение. Вероятно, Лермонтов знал эту историю. Тот же конфликт лёг в основу и повести А. С. Пушкина «Дубровский» (1833, опубл. – 1841). В рукописи Пушкина указано точное место событий повести – Козловский у. Тамбовской губ. В его личных бумагах сохранилась копия решения Козловского уездного суда от 1832 о принадлежности имения в с. Панское. Эта тяжба между поручиком Иваном Муратовым (прототип отца Дубровского) и подполковником Семёном Крюковым (прототип помещика Троекурова) длилась 7 лет и окончилась победой более богатого подполковника. Пушкин почти дословно цитирует в «Дубровском» решение козловских судей. Не обошёл своим вниманием Тамбовский край И. С. Тургенев. В очерке «Лебедянь» из цикла «Записки охотника» (1847–1851) описана конная ярмарка. Ими славился уездный г. Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.). В произведении передана атмосфера города, интересы провинциального общества. Известно, что Тургенев долго работал над языком произведения, ему удалось передать колорит местного крестьянского диалекта. В повести «Затишье» рассказчик приезжает в свои имения, одно из них – д. Сасово Тамбовской губ. Он знакомится с помещиками-соседями Астаховым и Веретьевым, образы которых были особенно интересны в связи с развернувшейся тогда полемикой о «лишних людях». Действие повести «Несчастная» происходит в Тамбовской губ., в деревенском имении всесильного барина. Сусанна Ивановна, героиня повести, живёт в случайном семействе, окружённая чужими людьми, и оказывается в центре сложных и не ясных ей событий. В повести нашли отражение воспоминания юности Тургенева. А. И. Левитов обучался в Тамбовской губернской семинарии. Воспоминания о ней мрачным кошмаром преследовали Левитова многие годы и легли в основу очерка «Петербургский случай» (1869), где автор передал атмосферу жизни семинаристов: наказания розгами, голод, беспризорность, воровство. Реалии жизни родного края нашли отражение в произведениях А. И. Левитова «Степные очерки» (1865), «Горе сёл, дорог и городов» (1874). Герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Перекати-поле» (1900) встретил в Ялте своих земляков и «…сразу определил… по лаптям и накинутой на плечи свите из белого домотканого сукна – настоящую “тамбовку”. В сторонке отдельной кучкой стояли тамбовские Панасы, Федосы, Савелы и Петряи, тоже в свитах из домотканного сукна и некоторые в лаптях. Фрол Иваныч любовно посмотрел на эти родные свиты и лапти и даже вздохнул: “Эх, Тамбовская губерния, нет-то тебя лучше и приятнее”…». В книге С. Н. Терпигорева «Потревоженные тени» (1888–1890) дана целая галерея образов крепостников-помещиков, нарисованы картины крепостничества на Тамбовщине. «Тамбовская деревня поразит вас своей нищенской, грязной обстановкой и каким-то сереньким, унылым колоритом» (Очерк «Три степи»). В произведении «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле» (1888) С. Н. Терпигорев открыто выразил сочувствие крепостному крестьянству и его выступлениям против господ. Тамбовский край конца 19 – начала 20 вв. также привлекал внимание многих литераторов. Жизнь тамбовских помещиков ярко описана П. Д. Боборыкиным в комедии «Однодворец» (1860), в повести «В усадьбе и на порядке» (1875), а также в воспоминаниях. Впечатлениями от путешествий по Тамбовскому краю П. В. Засодимского навеян его роман «Кто во что горазд» (1878). Написанные в Тамбове стихи А. М. Жемчужникова составили сборник «Песни старости» (1892–1898) и «Прощальные песни» (1900–1907). Жизнь тамбовской деревни стала основой очерка А. С. Серафимовича «Чей сад?» (1918), рассказа «Памятник» (1918). В иваново-вознесенской газете «Рабочий край» А. С. Серафимович опубликовал очерк «Тамбовский мужичок в Москве» (1918). Тамбовские мотивы присутствуют во многих произведениях С. Н. Сергеева-Ценского, особенно в повести «Лесная топь» (1907), поэме «Печаль полей» (1909). Свои впечатления от пребывания на тамбовской земле М. Горький передал в рассказах «Герой» (1912) и «Сторож» (1923). Горький считал Тамбов типичным примером убогой провинции. В литературе XX столетия Тамбовский край оставил след в жизни и творчестве (проза и публицистика) М. Я. Булавина, А. К. Воронского, В. А. Гиляровского, А. М. Горького, Е. И. Замятина, Е. Д. Люфанова, Ю. М. Нагибина, А. С. Новикова-Прибоя, Ф. И. Панфёрова, А. П. Платонова, А. С. Серафимовича, С. Н. Сергеева-Ценского, А. И. Солженицына, А. В. Стрыгина, А. Н. Толстого, Г. Н. Троепольского, К. А. Федина, Б. Д. Четверикова, Н. К. Чуковского, а также тамбовских авторов Н. Е. Вирты, П. С. Герасимова, В. И. Герасина, И. З. Елегечева. Особое место в творчестве писателей заняли драматические события 1920-х, идейные споры, поиски смысла и правды жизни, атмосфера социальной борьбы в Тамбовском крае. Это нашло отражение в романе П. Ф. Алёшкина «Время великой скорби» (1992), в романах, пьесах Н. Е. Вирты «Одиночество» (1935), «Вечерний звон» (1951), «Крутые горы» (1956) и др. События 1920-х в Тамбовской губ. воспроизведены в романах И. З. Елегечева «Голгофа», «Оккупация». «Антоновскому движению» А. И. Солженицын посвятил рассказы «Эго» и «На краях». Тамбов и Козлов во время прорыва генерала Мамонтова описаны в романе К. А. Федина «Необыкновенное лето» (1948). Период строительства социализма на Тамбовской земле нашёл отражение в письмах и художественных произведениях А. П. Платонова «Город Градов» (1928), «Происхождение мастера» (1929). Рассказы о воронцовской сельскохозяйственной коммуне (ныне Знаменский р-н) вошли в книгу Ф. И. Панфёрова «На реке Цне» (1927). Тамбовские мотивы звучат в его романе «Бруски» (1928–1937): прототипы многих героев – жители Воронцовки. В поэзии XX в. Тамбовский край нашёл отражение, прежде всего, у тамбовских авторов в стихах М. Румянцевой, И. Кучина, С. Милосердова, Е. Начаса, В. Дорожкиной, а также известных поэтов М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, К. Симонова, Н. Глазкова, Е. Евтушенко, И. Шамова и др. В начале XXI в. красота Тамбовского края и его жителей вдохновляют признанных и молодых поэтов М. Кудимову, Е. Захарову, М. Знобищеву, Е. Луканкину и др.

В. Т. Дорожкина, А. И. Иванов

Лит.: Авдошенко Е. В. Поэт Г. Р. Державин в Тамбове. Тамбов, 1962; Гордеев Н. М., Пешков В. П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Воронеж, 1978; Илёшин Б. И. Литературные тропинки отчего края. М, 1986; Тамбов на карте генеральной: литературно-художественные и публицистические произведения. Воронеж,1986; Тамбовский край в художественной литературе // Что читать о Тамбовской области: Рек. библиогр. указатель литературы / Сост. Л. П. Перегудова. Тамбов, 1987; Андреев В. Е. Литераторы на Тамбовской земле: краткий справочник. Мичуринск, 1998; Дорожкина В. Т., Полякова Л. В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII–XXI веков: справочник. Тамбов, 2006; Дорожкина В. Т. Тамбовский край талантами богат…: в 2 т. Тамбов, 2016.
Последние изменения страницы воскресенье, 10 январь 2021 01:06:50 MSK

Энциклопедия советует прочитать