Загружается...
 
обзорная статья

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ Тамбовского края занимают особое место в художественной культуре русского народа, так как в них отразилась не только форма коллективного народного творчества, связанная с производством повседневных предметов быта, основанная на высокохудожественных способах их изготовления и украшения, но и черты национального сознания, являющиеся уникальным компонентом традиционной культуры.

На территории Тамбовского края имеются многочисленные следы ранних, 12–13 веков, и поздних русских поселений 17–18 веков. Большое количество предметов домашнего и хозяйственного обихода, найденных в Тамбовском, Моршанском, Петровском и других районах области, указывают на тесные культурные связи русских с мордвой. Развитие многочисленных ремёсел было связано с обработкой металла, кожи, кости, дерева. Прядение и ткачество, гончарные и ювелирные изделия говорят о специализации многих ремесленников. Особую художественную ценность имеют резьба, роспись по дереву, гончарство и глиняная игрушка, ткачество, вышивка.

Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в 19 веке. Для неё характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее распространённым элементом узора является мотив креста, который представлен в виде прямого равноконечного, иногда с ромбичными концами, или же косого в различных вариантах. Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двухсторонней гладью и швом «роспись по полотну», которая использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёрной и золочёной нитью, а также вкрапление других тонов придавали вышивке неповторимый колорит. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Кирсановского и Моршанского уездов, где шёлк, выкрашенный корнем марены, имел различные оттенки красного цвета, которые сочетались в вышивках гладью с охристым, зелёным и бирюзовым шёлком. Особенно выразительно было сочетание золота или серебра с чёрным шёлком.

Своеобразной является группа тамбовских вышивок с изящным и лёгким узором, где контуры орнамента намечены тонкой чёрной линией шва «роспись», а пространство внутри фигур зашито гладью, цветными шелками. Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике «цветной перевити», которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти. Яркие тона красной, зелёной, жёлтой и синей гаммы придавали необычайную праздничность этим изделиям. Наряду с орнаментальными геометрическими узорами интерес представляют сюжетные композиции тамбовских вышивок. Фигурки «барынек» в лёгких экипажах, одетых в парадный костюм, пейзажи, изображения птиц встречаются не так часто и свидетельствуют о переработке древних сюжетов на художественно-поэтический язык народной фантазии.

Одним из центров художественной вышивки, славившейся не только в России, но и за границей, являлся город Кадом Тамбовской губернии (в настоящее время – Рязанская область), где с 1907 был организован кустарный промысел. Изделия школы мастериц, поставлявшиеся исключительно за границу, пользовались большим спросом, поражая оригинальностью, неповторимым колоритом и богатством орнаментального решения и получали неоднократно высшие награды на выставках кустарных промыслов в России и за рубежом.

Бисероплетение, вышивка и низание из бисера, изготовление нагрудных и шейных украшений было очень развито, особенно в монастырских мастерских и женских образовательных учреждениях Тамбова. Орнамент украшений из бисера состоял из различных вариантов ромба разнообразных цветов и сочетаний. Для украшения «позатыленей» (часть женского головного убора) к ним крепили на шёлковых нитях параллельные низки стекляруса или бисера («рясна»), которые носили перекинутыми на грудь от виска. Непременной деталью костюма, особенно праздничного, были разноцветные бисерные полоски с бисерными бахромками, украшавшие подолы одежды, кисти поясов. В селе Соломенки М. Ф. Якунчиковой была открыта бисерная мастерская, где изготовляли бисерные цепочки для продажи в разных городах России. В отличие от крупного крестьянского бисера, цепочки низали из мелкого. Соломенские «ожерелки» пользовались большим спросом.

Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды и кафеля, игрушек. Наибольшее развитие получил в Тамбовском, Кирсановском, Темниковском и Липецком уездах. Развитому гончарному произодству, в котором обычно были заняты мужчины, сопутствовали и женские занятия: изготовление грузил для сетей, глиняных пряслиц (деревня Демидово Шацкого уезда Тамбовской губернии, деревня Языково Чембарского уезда Пензенской губернии) и игрушек, украшенных поливою (слобода Романово и село Измалково Липецкого уезда, деревня Демидово Шацкого уезда Тамбовской губернии и др.).

В 19–20 веках широкую известность получил добровский промысел (село Доброе). Изделия гончаров славились не только в Лебедянском уезде, но и далеко за его пределами. Особой популярностью в округе пользовались глиняные горшки-махотки, отличавшиеся большой прочностью, и забавные игрушки. Фигурки добровских игрушек предельно обобщены и стилизованы. Их туловище – вытянутый цилиндр, оканчивающийся сзади свистком, ножки же – конусовидные, короткие. Животные отличаются друг от друга только формой головы, единственное исключение – конь, форма шеи и головы которого изменяется благодаря гриве. У добровских свистулек рот или клюв всегда закрыт.

В 20 веке славились гончарные изделия из деревни Фёдоровки Бондарского района Тамбовской области (см. также статью: Фёдоровская керамика). Единственной, истинно тамбовской называется «романовская» игрушка, промысел которой находился в селе Романово Липецкого уезда. Старинные тамбовские игрушки конца 19 – начала 20 века отличались от игрушек других регионов небольшими размерами (чтобы умещались в детской руке), гармоничными пропорциями и мягкими, округлыми линиями силуэта. Это всевозможные «всадники», «барыни», «солдаты» и «офицеры», различные домашние животные. Основу романовской игрушки составляют животные, окружавшие деревенский дом. Каждое животное, изображенное в народной игрушке, имеет глубинный символический смысл.

Кружевоплетение. Кружевные промыслы на Тамбовщине развивались под сильным влиянием центров кружевоплетения Рязанской, Орловской и Нижегородской губерний, где местные особенности русского плетёного кружева проявились наиболее ярко. Как промысел кружевоплетение распространилось в губернии в конце 19 – начале 20 века только после создания школ-мастерских для обучения и изготовления кружев. Это мастерская в селе Соломенки Соломенской волости, где под руководством М. Ф. Якунчиковой и Н. Ф. Давыдовой обучались вышивке, ковроткачеству, кружевоплетению, а также имение Быкова Гора в Шацком уезде (основательница – А. Н. Нарышкина), где занимались пошивом одежды. В селе Тютчево Лебедянского уезда помещицей М. Н. Пальчиковой была создана школа-мастерская по производству ковров и кружев. В 1907 была открыта Темниковская земско-городская кружевная школа-мастерская, а в 1912 основана кружевная мастерская в селе Качемирове Темниковского уезда. Основным центром кружевоплетения являлся Лебедянский уезд и деревня Липяная Казачинской волости Шацкого уезда.

Ткачество. Женские костюмы из Тамбовской губернии свидетельствуют о необыкновенной красочности, разнообразии форм, неистощимой фантазии ткачей, вносящих в простое ремесло своё понимание гармонии красоты. Многообразие ритмических и цветовых построений, технических приёмов, различие фактур тканей, их сочетание с вышивкой, кружевом характерно для тамбовской понёвы из различных уездов. Богато декорированы геометрическим орнаментом узорные пояса и кушаки, которые плели, вязали, ткали, украшали узорами повсеместно. Особенно распространено тканье поясов и кушаков было в селе Татаново Горельской волости, а также деревень Гарденино, Голицыно, Казерино, Протасово Лысогорской волости. Наибольшее распространение этот вид ремесла имел в Тамбовском, Усманском, Моршанском и Козловском уездах.

Вязальный промысел наиболее распространён был в Тамбовском уезде. Все жительницы сёл Бондари, Рассказово, Хитрово, Верхнеспасское, Нижнеспасское и других занимались вязанием чулок, носков, варежек, перчаток, платков и кушаков. Продукция сбывалась в основном в Рассказове через скупщиков, развозивших её по всей России. В Козьмодемьянской слободе Лысогорской волости вязали юбки и кушаки. Значительным этот промысел был в Шацком и Борисоглебском уездах, а также в ряде сёл Козловского и Кирсановского уездов. В Лебедяни вязанием шерстяных изделий занималось более двухсот насельниц Сезёновского монастыря. Платки тонкие, типа «паутинка», выполняли целиком ажурными, обвязывая края каймы треугольными зубчиками. Изделия верхнего трикотажа из чистошерстяной, полушерстяной и объёмной пряжи вязались различными приёмами. У каждой мастерицы был и свой узор, и свои приёмы вязки, передаваемые из поколения в поколение.

Изделия из дерева. В начале 20 века в селе Полховский Майдан Темниковского уезда (в настоящее время – Нижегородская область) получил развитие промысел по производству токарных расписных изделий. Деревянные игрушки, посуда, загрунтованные крахмалом, затем расписывались анилиновыми красками ярких цветов с обводкой контуров чёрной краской. После двойной лакировки и сушки изделия приобретали необычайно насыщенное цветовое звучание. Существовал промысел по изготовлению музыкальных инструментов. В губернии были мастера, изготавливавшие гармони. Козловские мастера продавали гармони в Козлове и Тамбове, а также работали по заказам, товар же для гармоней приобретался на стороне.

Резьба по дереву была распространена во всех уездах. Мастера украшали резьбой или росписью бытовую утварь. Далекие от искусства предметы, как вальки и рубели, предназначенные для выбивания и выкатывания белья, также делались резными в технике трёхгранно-выемчатой геометрической резьбы. Практически в каждом доме можно было встретить прялки, разнообразные по форме и декоративному оформлению. Для тамбовских прялок была характерна массивность и объёмность сильно вытянутой доски донца, а характерными узорами являлись композиции из кругов, розетов и декоративных желобков. Много труда и выдумки вкладывали мастера в изготовление посуды. Ковши, солонки, миски, туеса и ложки соединяли в себе три неотъемлемых качества народного искусства – красоту, целесообразность и долговечность.

С 18 века в ряде деревень Моршанского уезда резчики по дереву исполняли круглую скульптуру и иконостасы, форма и орнамент которых отражают влияние барокко (см. также статью: Культовая деревянная скульптура). С 19 века популярна сохранившаяся до настоящего времени в селе Заворонежском (Мичуринского района) пропильная домовая резьба. В 1910–1920-е на основе старого деревообрабатывающего промысла и под влиянием семёновской и мериновской росписи сложился Полхово-Майданский центр росписи по дереву (Темниковский уезд).

В настоящее время происходит возрождение народных промыслов на территории Тамбовского края. Наиболее популярны: вязание платков, одежды, варежек, носков (Рассказовский, Моршанский, Кирсановский районы), гончарный (Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, Тамбов), ткачество (Инжавинский, Гавриловский, Тамбовский районы), вышивка, кружевоплетение (Кирсановский, Умётский и другие районы области), резьба и роспись по дереву (Моршанский, Тамбовский и другие районы), изделия из берёсты и лыка (Котовск, Тамбов и другие), лоскутная мозаика (Кирсанов, Котовск, Тамбов). Учтено более 1500 мастеров. Ежегодно проводятся выставки в Тамбовской областной картинной галерее и Тамбовском областном краеведческом музее. Народные мастера и художники-любители – участники областных, персональных, групповых выставок, праздников народного творчества, творческих отчётов и других мероприятий.
См. также статью: Народная культура.

Е. И. Григорьева

Лит.: Бурганова М. А. Русская скульптура XVI‒XIX вв. Моршанск: собр. скульптуры Морш. ист.-худож. музея. М., 2016; Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры русской провинции. Тамбов, 2011; Мальцев Н. В. Моршанская деревянная скульптура // Сообщения Государственного Русского музея. М., 1973; Работнова И. П. Тамбовская вышивка. М., 1963.


Последние изменения страницы среда, 10 май 2023 15:11:35 MSK

Энциклопедия советует прочитать