МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (МСЭ), признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма. Понятие и порядок проведения МСЭ установлены федеральным законом № 181-З «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), постановлением Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (2006).
В 1919–1929 органом, определявшим степень нетрудоспособности, являлась Врачебно-контрольная комиссия (ВКК), с 1929 – врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). С 1995 функции экспертизы были переданы от ВТЭК к МСЭ, специализированным федеральным учреждениям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.
В Тамбовской области – Федеральное казённое учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области». В структуре Тамбовского учреждения в 2018 – 15 бюро МСЭ (12 в Тамбове, по одному в Мичуринске, Моршанске, Рассказове). Основные задачи: установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространённости и структуры инвалидности. Ежегодно освидетельствуется около 30 тысяч жителей области.
Е. Ю. Агеева