Загружается...
 
обзорная статья

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ Тамбовского края характеризуется исторически обусловленной спецификой литературного творчества, издательского дела, литературных мероприятий, личными контактами писателей, проживавших в крае или связанных с ним творчески.

Экстремальные условия жизни на сторожевой заставе Русского государства наложили отпечаток на самосознание первопоселенцев и формы его художественного воплощения. Литературная жизнь в крае зарождалась в форме рукописных вариантов обрядовой поэзии, молитв и заговоров. Была популярна апокрифическая литература, связанная с библейской тематикой. В ней ставились вопросы о конечных судьбах мира: сказания об Адаме и Еве, Аврааме и Моисее, Ное и Соломоне, снах и хождениях Богородицы. Из древностей 17 века сохранился «Тамбовский летописец», который описывает события в крае с 1636 по 1708. К этому времени летописание уже исчерпало себя, и тамбовская летопись – одна из последних его страниц. Реформы эпохи Петра I благотворно сказались на развитии культуры, духовной жизни края. Всё чаще появлялись имена местных писателей. Из известных в то время авторов был некто Ломоносов, офицер тамбовской инвалидной команды, автор популярных тогда мемуаров (другие сведения о писателе найти не удалось).

Просвещение и литературная жизнь на Тамбовской земле по-настоящему и ярко заявили о себе только с приездом в 1786 искренне заинтересованного в развитии культуры края нового руководителя Тамбовского наместничества Г. Р. Державина. При нём появились свои известные писатели, переводчики, в том числе и среди женщин (Е. К. Нилова, В. В. Голицына), и не только из дворянской среды, но и из крестьян. С участием в его творческой судьбе выдвинулся и был приглашён к себе самим наместником Гудовичем поэт Иван Афанасьевич Кованько (1773–1830). Одарённым Г. Р. Державин считал П. М. Захарьина (1744–1799?). Литературное наследие самого Г. Р. Державина тамбовского периода разнообразно. Локальная тема обогатила художественную палитру поэта.

Литературная жизнь в крае с отъездом Г. Р. Державина утратила целенаправленный характер. Тем не менее Тамбовская земля продолжала насыщать отечественную художественную словесность яркими и самобытными талантами. В самом начале 19 века в селе Вяжля (имение Мара) Кирсановского уезда заявил о себе Е. А. Боратынский. Принято считать, что в Маре Е. А. Боратынским в основном написаны образцы философской поэзии: «Стансы», «Она», «Последняя смерть», «Песня», «К*** («Не бойся едких осуждений...»)», «На некрасивую виньетку...», «В альбом», «Муза», «Подражателям», «Чудный град порой сольется...», «К чему невольнику мечтания свободы?», «Сердечным нежным языком», «Запустение» и др. Здесь он начал работать над поэмой «Наложница», получившей позже название «Цыганка».

Литературная жизнь Тамбовского края середины 19 века отражала реалии исторического развития страны. Одним из выразителей передовой общественной мысли этого периода был поэт и переводчик Н. М. Сатин, выросший на Тамбовской земле и не порывавший связи с родным селом Дмитровским. Став в Москве членом кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, «Ritter aus Tambow» («Рыцарь из Тамбова»), как, по одноимённому его стихотворению, звали Сатина друзья, оставил обширное литературное наследие: переводы Шекспира и Байрона, историко-литературные труды, мемуары большого познавательного значения.

2-я половина 19 века связана с именами П. И. Вейнберга, А. И. Левитова, С. Н. Терпигорева (псевдоним Сергей Атава), А. М. Жемчужникова. В конце 19 века во время своего «хождения по Руси» побывал в «тихом городе Тамбове» М. Горький. Свои впечатления передал в рассказе «Герой», включённом в автобиографический цикл «По Руси» (1912–1917). Воспоминаниями автора о пребывании в Борисоглебске (1888) навеян автобиографический рассказ «Сторож» (1922–1923). С Тамбовским краем тесно связано творчество публициста и литературного критика А. К. Воронского (сына Кирсановского священника), автора автобиографических повестей «За живой и мёртвой водой», «Бурса» и др. Е. И. Замятин, сын тамбовского священника создал повести «Уездное» (1913), «На куличках» (1914), «Русь» (1923), навеянные жизнью тамбовской провинции, характерами и психологией «тамбовского человека». На переломе 19 и 20 столетий в литературную жизнь края вошёл С. Н. Сергеев-Ценский, В 1899 в «Тамбовских губернских ведомостях» появился его рассказ «Кочетовская плотина», а в 1909 в альманахе «Шиповник» – повесть-поэма «Печаль полей», отмеченная связью писателя с Тамбовской землёй.

Революция, по выражению А. Платонова, шла в Тамбовскую губернию «пешим шагом»: советская власть была провозглашена в марте 1918. Работая в Тамбове в 1926–1927 инженером-мелиоратором, он написал трагикомическую повесть «Город Градов» (1927), которая дышит атмосферой, географией, бытом города. Здесь писатель работал и над повестью «Епифанские шлюзы» (1927). В повесть «Впрок» (1931) в контекст событий коллективизации он ввёл безымянного персонажа, «имеющего среднее тамбовское лицо», «тамбовского человека». Конечно, Тамбов не стал любимым городом этого классика русской литературы, но именно здесь А. Платонов сделал свой окончательный выбор в пользу художественной словесности; именно с должности тамбовского губернского мелиоратора ушёл он на «вольные хлеба»; именно здесь в большой степени завершилось формирование его взглядов на предназначение литературы и места литератора «в рабочем строю».

Рассказ А. Серафимовича «Тамбовский мужичок в Москве» (1918) – один из первых рассказов, посвящённых великой и трагической эпохе. Сложное отношение тамбовцев к революции художественно передала М. И. Цветаева, побывавшая на железнодорожной станции Усмань в сентябре 1918, в повести «Вольный проезд» (1934).

Заметным явлением местной литературной жизни стало создание в 1918 Тамбовского отделения Пролеткульта во главе с поэтом А. Н. Поморским. В Тамбове выходило одно из ведущих изданий Пролеткульта – журнал «Грядущая культура». Деятельность пролеткультовцев, связавших своё творчество с темой рабочего класса, была противоречивой. Как манифест их культурного нигилизма часто приводят строки стихотворения В. Т. Кириллова «Мы» с призывом разрушить музеи и растоптать цветы искусства, но именно в Тамбове поэт создал стихотворение в защиту русских классиков «Жрецам искусства». Тогда же выходило «Литературное приложение» к газете «Тамбовская правда», где печатались Б. Н. Дальний, И. И. Катаев, С. В. Евгенов. С образованием Всероссийской ассоциации пролетарских писателей возникло её тамбовское отделение, насчитывавшее в 1927 12 членов.

Очевидцами и участниками коллективизации тамбовской деревни были Ф. И. Панфёров и Демьян Бедный. Редактор «Крестьянского журнала» Панфёров не раз посещал Тамбовский край, свои впечатления изложил в статье «Козловская республика», книге очерков «На реке Цне» (1927). Тамбовцы стали прототипами героев романа «Бруски» (1928–1937). В 1929 в сёлах Петровского района уполномоченным по коллективизации побывал Демьян Бедный, написавший поэтический сказ о защитнике советского строя, тамбовском крестьянине И. Маркове. Перестройка деревни, ломка человеческих характеров на поворотах истории навеяли замысел романа бывшего репортёра «Тамбовская правды» Н. Е. Вирты «Одиночество» (начало 1930-х). Проживая здесь после войны, писатель активно участвовал в литературной жизни, словом и делом помогал молодым литераторам, выступал в местной печати с обзорами литературных новинок и рецензиями.

Существенной вехой литературной жизни края стала Великая Отечественная война. Погибли за Родину поэты В. Н. Афанасьев, Герой Советского Союза Б. А. Котов, В. И. Шульчев. Фронтовиками были поэты П. А. Дорошин, В. А. Журавлёв, В. Д. Замятин, С. И. Голованов, И. С. Кучин, С. С. Милосердов, И. В. Шамов; прозаики Б. К. Панов, П. А. Сажин, А. В. Стрыгин, А. Е. Шилин; драматург Н. В. Архангельский и др. С их творчеством связана литературная жизнь послевоенного периода, когда литература вела интенсивный поиск наиболее выразительного образа человека, вернувшегося с фронта и приступившего к мирной жизни. Их усилиями создан альманах «Литературный Тамбов» (ответственных редактор А. Д. Козлов); в 1960–1970-е при редакциях тамбовских газет для творческой молодёжи работали литературные группы: при «Тамбовская правде» (руководитель И. С. Кучин), «Комсомольском знамени» (руководитель Г. Д. Ремизов), многотиражной газете Тамбовского государственного педагогического института (ТГПИ) «Народный учитель» (Л. Г. Яковлев). С начала 1980-х организованы новые литературные объединения, молодёжные студии: «Радуга» (руководитель С. С. Милосердов, в настоящее время Т. Л. Курбатова), «Лесной Воронеж» (руководитель В. И. Попков, Мичуринск), «АЗ» (руководитель С. Е. Бирюков, ТГПИТамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина), «Тропинка» (руководитель В. Т. Дорожкина, Тамбовская областная детская библиотека). Работали и работают литературные группы в некоторых районных центрах области (см.: Литературные объединения).

Литературно-художественный вектор прозы 1960–1970-х о Тамбове существенно обогащает новеллистика А. И. Солженицына, а его пребывание на Тамбовской земле, работа в архивах области, беседы с местными жителями по-особому значимы в общекультурном развитии края. В 1962 написан рассказ «Случай на станции Кочетовка», в основу сюжета которого положена подлинная история, произошедшая с другом писателя в годы Великой Отечественной войны, военным комендантом станции Л. Власовым. Рассказ «Эго» написан в начале 1970-х на основе материалов тамбовских архивов и бесед А. И. Солженицына с жителями Кирсановского и Инжавинского районов.

В 1960 образовано Тамбовское отделение Союза писателей (СП) РСФСР, с 1967 – Тамбовская областная писательская организация. Их возглавил А. В. Стрыгин. С конца 1960-х писательской организацией руководила М. А. Румянцева. В эти годы укрепились творческие контакты тамбовских литераторов с коллегами из других регионов страны, позже появился коллектив-побратим в области Толна (Венгрия). С 1962 в Тамбове регулярно проводились Декады литературы и искусства, литературные праздники. В разные годы писательской организацией руководили И. С. Кучин, В. И. Герасин, А. М. Акулинин, Н. Н. Наседкин, Т. О. Маликова. С 1983 на родине Е. А. Боратынского «Мара» проходят праздники поэзии. Большой международный резонанс имеют Замятинские чтения. Есть своя аудитория и у региональных Богдановских чтений.

В 1990 при поддержке издателя и писателя П. Ф. Алёшкина в городе организована «Книжная лавка писателя» (частное предприятие А. М. Акулинина), в которой издан не один десяток книг тамбовских авторов. В 1989–1992 в Тамбове выходила ежеквартальная газета «Литературный Тамбов» (ответственный редактор и шеф-редактор И. И. Овсянников). С начала 1990-х тамбовские читатели не без интереса читали «Кредо», «научно-популярный и литературно-художественный областной независимый журнал» (председатель редакционного совета В. М. Юрьев, ответственный редактор Н. Э. Кулин), где публиковались и литературные материалы классиков, впервые пришедшие к отечественному читателю лишь в эти годы. С 2004 под руководством и под редакцией председателя правления областной писательской организации Н. Н. Наседкина значительно активизировалась её издательская деятельность. В 2004 вышла своеобразная антология произведений тамбовских авторов с краткими биобиблиографическими сведениями «Тамбовский писатель – 2004. Стихи и проза»; в 2009 – новое издание в 2 томах «Тамбовский писатель – 2009»; в 2006 – «Цнинские просторы: газета тамбовских писателей» (редактор Е. Я. Начас), однако появился лишь один номер. Более повезло «Тамбовскому альманаху», который выходил в 2005–2012, однако с уходом Н. Н. Наседкина из правления организации три последующих года не издавался; в 2015–2016 стараниями Ю. А. Мещерякова и В. С. Аршанского выход альманаха возобновился. В 2004–2012 при писательской организации функционировало своё книжное издательство (организатор и главный редактор Н. Н. Наседкин), выпустившее 135 книг тамбовских авторов.

В мае 1988 в Тамбове прошло выездное заседание Совета по прозе СП РСФСР под руководством председателя Совета, редактора «Нового мира» С. П. Залыгина. На повестке обсуждения стоял вопрос – «Проза Белгорода, Курска, Липецка и Тамбова последних двух лет в контексте современного литературного процесса». В литературной жизни заседание осталось как оценочная эмблема коллективного портрета тамбовских прозаиков, чью работу сотрудники редакции журнала «Подъём» всегда считали наиболее интересной в Центрально-Чернозёмном регионе. И на этот раз С. П. Залыгин отметил «мастерство выстраивания сюжета» В. Герасиным, «способным писателем» Э. Сафонов назвал А. Акулинина, положительную оценку С. Есина получил роман И. Елегечева «Губернатор». Одновременно прозвучала тогда и критика.

В настоящее время в областной писательской организации работают 30 членов СП России (руководитель прозаик Ю. А. Мещеряков). В писательских буднях 2000-х достоянием культуры региона стал выход фундаментентальной работы члена СП России России Н. Н. Наседкина «Достоевский. Энциклопедия» (Москва, 2003), где впервые подробно освещена тамбовская «тропинка» к Ф. М. Достоевскому. Издание экспонировалось на Книжной ярмарке в Германии, Франции и Китае.

Современные тамбовские литераторы ведут большую и регулярную работу по литературному краеведению: изданы монографические работы и справочник В. Т. Дорожкиной и Л. В. Поляковой о тамбовских писателях. Знаменательным событием литературной жизни стал выход антологии новейших творческих работ тамбовских писателей, которую разместил журнал «Подъём» (Воронеж) на страницах спецвыпуска (2015, № 12). Выпуск посвящен 55-летию образованию Тамбовской областной писательской организации. В марте 2011 состоялось заседание Общественной палаты Тамбовской области за «круглым столом» на тему «Тамбовская литературоведческая школа в культурном пространстве региона». Наглядным сопровождением и стимулятором литературной жизни в Тамбовской области стала мемориально-коллекционная и музейная работа самих писателей, активное содействие их другим работникам культуры или организациям. В 1961 по инициативе Тамбовского отделения СП РСФСР и при поддержке правления СП СССР в Тамбове был открыт Литературный музей на общественных началах (организатор и руководитель Н. А. Никифоров). В настоящее время собрание этих литературных экспонатов осталось в виде частной коллекции.

Тамбовский край известен своими талантливыми драматургами. Во 2-й половине 20 века на сцене Тамбовского драматического театра с большим успехом шли пьесы Н. Архангельского, А. Стрыгина, Д. Девятова, И. Елегечева. В начале 21 века появились новые имена писателей этого литературного направления. По итогам проекта «Лезен – пьеса» (пьеса для чтения) Тамбовского молодёжного театра в 2021 был издан сборник «Страницы нашей жизни. Современная тамбовская драматургия». В него вошли пьесы уже известных и новых авторов – П. Алёшкина, О. Алёшина, Н. Веселовской, С. Доровских, С. Золотухина, Е. Луканкиной, Н. Наседкина, А. Попова, Ю. Самородова.

Л. В. Полякова

Лит.: Андреев В. Е. Литераторы на Тамбовской земле : крат. справ. : в 2 ч. Мичуринск, 1998. Ч. 1; Грот Я. К. Жизнь Державина. М., 1997; Дорожкина В. Т. Литературная жизнь: прошлое и настоящее : фрагменты истории Тамб. обл. писат. орг. Тамбов, 2000; Илёшин Б. И. Литературные тропинки отчего края. М., 1986; Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Тамбов, 1990– ; Наседкин Н. Н. От Державина до...: очерк истории тамб. лит. Тамбов, 1993; Полякова Л. В. Тамбовская магистраль русской литературы. Тамбов, 2011.
Литературная жизнь 2
Члены литературного объединения «Радуга» на вечере встречи с тамбовскими писателями. В первом ряду 4-й слева – С. С. Милосердов, 5-й – поэт И. С. Кучин, во втором ряду 1-й слева – прозаик А. Е. Шилин. 1985 г.
Последние изменения страницы среда, 14 сентябрь 2022 14:15:16 MSK

Энциклопедия советует прочитать