Загружается...
 
обслуживание населения, предприятий и организаций в различных сферах повседневной жизни

СЕРВИС, обслуживание населения, предприятий и организаций в различных сферах повседневной жизни. В теории и практике трактуется в «узком» и «широком» смыслах. «Узкое» понимание (доминировало в современный период) рассматривает сервис как дополнение к основной услуге либо ассоциируется исключительно с материальными предметами, техническими новшествами, дорогостоящими товарами и профессиональной подготовкой персонала (гарантийное обслуживание бытовой техники, программное обеспечение, ремонт автомобилей, оборудования и т. п., технический осмотр, привязка проекта к местности и т. д.). В «широком» сервисе – деятельность по качественному удовлетворению потребностей индивида, организации или предприятия в повседневной деятельности путём предоставления ему услуг. В этом случае к сервису относятся: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений и спорта, сфера науки, образования, управления, связь, транспорт и т. д.

В советский период сервисной деятельности в регионе отводилась второстепенная роль. Ощущался острый дефицит целого комплекса услуг. Практически отсутствовала индустрия внутреннего туризма, ощущался острейший дефицит в организации ремонта бытовой техники, автомобилей, индустрия развлечения и отдыха требовала наполнения содержания новым качеством. Многие виды услуг имели примитивное либо начальное состояние развития (финансы, дизайн, консультационные услуги, услуги, связанные с обменом и продажей недвижимости, и т. д.). Состояние основных фондов, качество профессиональной подготовки специалистов, материально-техническое обеспечение сервисной деятельности отличалось низким уровнем содержания. К 1980-м сервисная деятельность по целому кругу параметров не соответствовала возросшему спросу населения. На отрасли, производящие средства производства (продукцию, направляемую для производственного потребления в отрасли материального производства), приходилось к концу 1980-х 78,3 %, предметы потребления (продукцию, идущую непосредственно в непроизводственное потребление населением или отраслями непроизводственной сферы) – 21,7 %.

К 1990-му в сравнении с 1937 число предприятий розничной торговли в регионе возросло в 1,6 раза, общественного питания – в 3,4 раза. В 1985 объём платных услуг в расчёте на одного жителя области составлял 122 руб., в 1990-м – 196 руб. Стимулом к интенсивному развитию платных услуг населению стала принятая в регионе «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1996–2000 гг.». Переход к рынку изменил ситуацию. За 2010–2017 оборот предприятий розничной торговли вырос почти в 2 раза, предприятий общественного питания – в 2,4 раза, объём платных услуг населению – в 1,8 раза. Быстро растёт спрос на высокотехнологичный сервис (мобильный банк, личный кабинет, интернет-торговля и др.).

В. Д. Мамонтов

Ист.: Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов, 2018; Тамбовская область в цифрах : крат. стат. сб. Тамбов, 2019; Тамбовская область: очерки социально-экономического развития = Tambov region: studies in social and economic development. Тамбов, 2007.
Последние изменения страницы пятница, 15 январь 2021 17:11:53 MSK

Энциклопедия советует прочитать