Загружается...
 
обзорная статья

MУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ зародилась в форме народного и церковного пения; оно также преподавалось в духовных и светских учреждениях. Театральные и концертные основы музыкальной жизни в Тамбовском крае заложены в конце 18 в. Г. Р. Державиным. В его доме проводились концерты с участием крепостного оркестра Н. И. Свечина и капеллы певчих А. М. Сатина. Музыкальные спектакли шли в театре, построенном Державиным; в 1792–1794 – в крепостном театре князя А. Р. Воронцова в имении Алабуха (Борисоглебский уезд); в начале 19 в. – в театрах помещика Маслова (комические оперы «Жид в бочке», «Правдивый лжец»), подпоручика Голощапова (опера «Мельник – колдун, обманщик и сват», водевиль «Лев Гурыч Синичкин»), с 1845 – у антрепренёра и актёра В. И. Аносова (водевили «Ямщики», «Анютины глазки», опера «Аскольдова могила» А. Верстовского). В 1859 труппа из Милана дала в Тамбове оперу «Лючия ди Ламмермур», в 1860 – «Риголетто» и «Трубадур». В уездах эпизодически выступали заезжие артисты.

В 1-й половине 19 в. концерты в Тамбове проходили в Городском клубе, в залах Дворянского собрания и Александринского интитута благородных девиц. Играли симфонический оркестр под управлением Ф. Н. Беттева, оркестр С. М. Лиона, пел хор Ю. Н. Голицына. В дворянских домах было принято домашнее музицирование. В имениях Н. А. Верстовского (Козловский уезд) и Ю. Н. Голицына (Усманский уезд) звучали крепостные оркестры и хоры; в семьях Боратынских и Кривцова (Кирсановский уезд) проходили камерные вечера. С конца 1840-х Тамбов посещали отечественные и зарубежные музыканты: скрипачи Н. Афанасьев и трио юных виртуозов Рачек, пианисты А. Контский и С. Шиф, певцы А. Бантышев и Д. Агренев-Славянский.

В 1860–1890-е в театрах «царила» оперетта. В Тамбове её ставили Г. Григорьев, И. Ознобишин, Томара (В. Б. Благоновский), В. Соколовский, любители кружка генерала П. П. Карцова, в Борисоглебске – Полторацкий, в Моршанске – Платонов, Шумилин, в Козлове, Лебедяни, Кирсанове –любители. В Тамбов и уезды наезжали оперные труппы с классическим репертуаром. Пение, игра на музыкальных инструментах преподавались в Тамбовском епархиальном женском училище, Александринском институте, мужской гимназии, Екатерининском учительском институте и Козловской учительской семинарии. В 1879 в Тамбове возникло Общество любителей музыкального и драматического искусств, были открыты музыкальные классы. Аналогичные общества действовали в Козлове (с 1887), Лебедяни (с 1888), Липецке (с 1892). С организацией в 1882 Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества (ТО ИРМО) музыкальные классы были преобразованы в училище (1900), ставшее базой профессионального музыкального образования. Его становление и развитие связано с именем С. М. Старикова. Концертная жизнь обрела стабильность. При музыкальном обществе были созданы хор, инструментальное трио, квартет. Основные исполнители ‒ педагоги музыкальных классов: пианисты Р. Гельм, В. Голубятина, И. Матковский, К. Кипп; скрипачи О. Чабан, В. Вильшау; виолончелист И. Сараджев; певцы М. Страхов, Л. Толстая, струнный оркестр. Складывается традиция духовных концертов с участием хоров – архиерейского, Знаменской церкви (Тамбов), Боголюбского собора в Козлове, Ильинской церкви (Кирсанов), Троицкого собора и Вознесенской церкви в Моршанске, а также хоров И. Крюченкова в селе Рассказово, И. Трубячинского в селе Инжавино. Известны были хоровая капелла графа П. С. Строганова в селе Знаменка, хор С. Н. Чичериной в селе Караул. В эти годы в Тамбове выступали пианисты А. Есипова, С. Танеев, В. Сафонов, А. Зилоти, пианист и органист В. Главач; виолончелист К. Давыдов, скрипач К. Думчев; певцы Д. Леонова, П. Хохлов, Ю. Закржевский, Н. Фигнер, Л. Джиральдони; композитор М. Мусоргский; хоровые капеллы Д. Агренева-Славянского, П. Гордовского, А. Карагеоргиевича, А. Архангельского и др. Среди именитых зарубежных артистов были оркестр чешско-славянской капеллы, дамский струнный оркестр под управлением Зигель, скрипачи П. Сарасате, Ё. Хубаи, пианистка И. Штарк, певицы Д. Арто, А. Фострем-Роде. С 1898 ТО ИРМО регулярно устраивало симфонические и камерные собрания. Со 2-й половины 19 в. активизировалась музыкальная жизнь в уездах, особенно на Липецком курорте. Просветительскую работу в Козлове вёл композитор А. Кастальский, организовавший при железнодорожных мастерских духовой оркестр, хор, струнный квартет. Популярны были музыкально-литературные вечера и выступления военных оркестров.

Нового подъёма музыкальная жизнь достигла в начале 20 в. В Тамбове ежегодно выступали столичные и украинские оперные и опереточные антрепризы Н. Миклашевского, Л. Донского, Т. Любатович, Н. Филиппова, А. Левицкого. Оперные спектакли и их фрагменты ставил коллектив музыкального училища. В Козлове шли оперы в исполнении актёров Мариинского театра, в Моршанске 16 оперетт поставила труппа Матусина, 4 оперы и 15 оперетт – труппа И. Квитко и И. Каневского и т. д. Интереснее стала концертная жизнь, в которой выделялись симфонический оркестр ТО ИРМО (дирижёр С. М. Стариков), кружок вокальной и инструментальной музыки М. А. Боратынского. В камерных вечерах музыкального училища участвовали И. Яржембский, М. Реентович, В. Мареш, К. Миньяр-Белоручев, А. Лавдовская, Л. Елагина, В. Тартаков, С. Богородицкая, Л. Коган. В уездах гастролировали хоры П. Н. Бигдаш-Богдашёва и села Калугино, виолончелист А. Банович, пианист А. Полторацкий. Общество народных чтений и Попечительство о народной трезвости также привлекали к своей работе хоры церквей и учебных заведений, духовые оркестры. Событиями были гастроли в Тамбове Ф. Шаляпина, А. Неждановой, А. Смирнова, Н. Плевицкой, И. Гофмана, В. Лавдовски, Пражского, Брюссельского и Мекленбургского струнных квартетов, хоровых капелл В. Завадского и Г. Давидовского. Свои произведения играл А. Скрябин. В Козлове выступали певцы А. Вяльцева и Н. Кошиц.

После революции 1917 в музыкальной жизни края произошли глубокие перемены. Был образован Тамбовский музыкальный округ, в который вошли, помимо Тамбовской, ряд соседних губерний (1919–1921), его возглавил С. М. Стариков. Возникли Тамбовская государственная консерватория, государственный симфонический оркестр, в 1920 открылась оперная студия консерватории под руководством Ф. М. Салтыкова, вскоре преобразованная в оперный театр (дирижёры С. Стариков, Д. Васильев-Буглай, хормейстеры А. Морозов, Н. Венедиктов, В. Богородицкий, балетмейстеры Е. Баянова, Н. Вечёра). До закрытия театра (1926) зритель увидел 16 опер («Аида», «Травиата», «Кармен», «Русалка», «Пиковая дама» и др.) и 3 оперетты («Корневильские колокола», «Гейша», «Ночь в Венеции»).

В 1929–1932 работала оперная студия в Тамбовском музыкальном техникуме (руководители С. Стариков, Л. Коган), поставившая «Свадьбу Фигаро», «Демона», «Евгения Онегина», «Бориса Годунова». В 1933–1938 в Мичуринском музыкальном техникуме А. А. Харьковым ставились «Фауст», «Паяцы», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Русалка», «Демон». В 1952–1956 работал театр в Тамбовском военно-финансовом училище (дирижёр Х. Давыдов, режиссёр В. Карантаев, хормейстеры И. Дёмин, Ф. Бевзюк), в репертуаре которого были оперы «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», оперетты «Свадьба в Малиновке», «Морской узел», «Сорочинская ярмарка». В 1954–1962 на базе Тамбовского музыкального училища функционировал народный оперный театр (художественный руководитель и дирижёр С. М. Глаголев, директор В. А. Ревелев, хормейстер И. Я. Дёмин, режиссёры М. Н. Ростропович, Л. С. Коган). В 1980–1990-е в Тамбове ставились детские оперы В. Самойлова в его театральной студии, музыкальные спектакли О. И. Егоровой в театральных классах школы № 2, в Мичуринске – музыкальные сказки, оперетты и балет С. С. Сафронова, в Котовском детском музыкально-драматическом театре – произведения отечественных композиторов. В концертном исполнении представлены в Тамбове оперы «Алеко» С. Рахманинова и «Ямщики на подставе» Е. Фомина. Резонансной стала российская премьера (1998) оперы «Митридат – царь Понтийский» В. А. Моцарта с участием тамбовских, столичных и зарубежных музыкантов. Музыкальные спектакли идут на вузовской сцене, в Тамбовском и Мичуринском драмтеатрах, областном театре кукол. Гастролируют музыкальные театры страны. В новом столетии оперные шедевры с привлечением детей к участию в спектаклях поставила Театр-студия оперы имени Сперанских не только в Тамбове, но и в Мичуринске, Котовске, Моршанске, Знаменке, Большой Липовице, Тулиновке; привлёк внимание молодёжи жанр мюзикла («Цирк Судьбы»), театрализованная программа «Мюзикл-шоу» в исполнении музыкального театра имени Владислава Юрьева, совместно с Тамбовским драмтеатром – мюзикл «Хрустальное сердце».

С 1937 организатором музыкальной жизни стала Тамбовская филармония. В её состав в разное время входили симфонический, духовой и джаз-оркестры, хоровая капелла, ансамбль народной песни и пляски, струнный квартет и трио, вокально-инструментальные ансамбли, эстрадные группы. С 1990-х ведущими солистами филармонии являются певицы А. Кругова, Н. Неокина, З. Загумённова (художественное слово), скрипач Д. Болтакс, а также симфонический оркестр под управлением Д. Васильева (1998), народный оркестр «Россияне» под управлением Ю. Храмова. В городах и сёлах гастролировали ансамбль скрипачей музыкального училища под управлением Д. Ивановой, камерный оркестр Ю. Попова, джаз-ансамбль Е. Куликова, фортепианный дуэт в составе Л. Рашевой и Л. Монастырской (Азаровой), пианисты: Н. Колпакова, Н. Дунаева, Т. Рыжкова, Е. Федосеева и др. С большим успехом до сих пор выступают Государственный ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка», Государственный ансамбль спортивного бального танца «Цвета радуги», Камерный хор имени С. В. Рахманинова, оркестр русских народных инструментов «Россияне», духовой оркестр под управлением И. Блинкова, вокальный ансамбль «Русский романс». Осуществлены международные проекты – выступления русско-немецкого симфонического оркестра и симфонического оркестра ТГМПИ с дирижёрами из Германии и Англии.

Первое десятилетие 21 столетия в музыкальной жизни края отмечено дальнейшим развитием фестивального движения (см.: Музыкальные фестивали Тамбовского края). Появились новые фестивали: международные «Дни Германии в Тамбове» и духовой музыки имени В. Агапкина и И. Шатрова, межрегиональный «Песни над Цной», Всероссийский рок-фестиваль «Чернозём», региональный «Мамонтова пустынь», «Музыкальная провинция». С 2005 проводит концерты Губернаторский духовой оркестр (дирижёр – заслуженный артист РФ П. С. Сосновский). В области и за её пределами известны детский хор «Начало» и арт-студия «Пятый океан», семейные вокальные ансамбли «Вишнёвый сад» и «Сударыня». Интересные совместные проекты осуществил смешанный хор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института с Тамбовским симфоническим оркестром – кантаты «Иоанн Дамаскин» С. Танеева и «Колокола» С. Рахманинова, «Чичестерские псалмы» Л. Бернстайна и «Месса из Буэнос-Айреса» М. Палмери; с оркестром «Россияне» – кантаты «Песни любви» В. Беляева, «От весны до весны» Д. Красильникова, др.

Широкое развитие после 1917 получила художетвенная самодеятельность. В Тамбове и районах выступали хоры, оркестры, ансамбли народных инструментов, солисты музыкально-театральных студий и клубов. Концертировали хоры Губнаробраза (Д. Васильев-Буглай), Губполитпросвета (Г. Сметанин), Уезднаробраза (Г. Поздняков), оркестры Пролеткульта. В 1919 возник Черняновский народный хор (руководитель – И. Загумённов), в 1929 – общество «Музыка – массам», клуб РАБИС (работников искусств) и Ассоциация пролетарских музыкантов. В 1929 состоялась Межсоюзная музыкально-хоровая олимпиада в Тамбове, в 1934 – олимпиада самодеятельного искусства Центрально-Чернозёмной области. С 1941 центром, аккумулирующим деятельность самодеятельных коллективов и исполнителей-любителей, стал областной Дом народного творчества (в настоящее время – научно-методический центр народного творчества и досуга). В 1958 возникло областное хоровое общество. С каждым годом расширялась сеть клубных учреждений, коллективы которых выступали на концертных площадках. Наиболее известны Ржаксинский академический хор под управлением В. Астахова, народный хор из Рассказово (Р. Попова, А. Васильева), ансамбль народных инструментов «Коробейники» (С. Сафронов и детский хор «Соловушка» (В. Суханин, с 2006 – Н. Зверева) из Мичуринска, ансамбль «Селяночка» (Л. Мартынова) и духовой оркестр (С. Корсун) из Никифоровки, тамбовские коллективы ‒ ансамбль «Сувенир» (А. Нешко), ансамбль песни и танца «Тамбовчата» (Е. Солопанова), фольклорно-этнографический театр «Иван-да-Марья» (И. Чулков), народный ансамбль песни и танца «Русская мозаика» (И. Воропаев, В. Снетков), хор духовной музыки «Преображение» (В. Монастырский), семейный ансамбль Корякиных. Росту мастерства любителей способствуют смотры, конкурсы частушечников, хоровой песни, оркестров.

Получило развитие хореографическое искусство (см.: Хореографическое образование в Тамбовской области). Возникли хореографические классы и отделения в детских школах искусств Тамбова, Знаменки, Мичуринска, в культурно-просветительном училище, тамбовского филиала Московского государственного института культуры. С 1968 работает Мичуринская хореографическая школа. На её базе создан ансамбль «Росинка» (балетмейстер Л. Бендерская). Получили признание тамбовский ансамбль классического танца «Вдохновение» детской школы искусств № 3 Тамбова (руководители – Т. Васильева, Е. Дедяева, Г. Толстова), ансамбль «Юность» (О. Серова) из Мичуринска, «Кирсановская жемчужина» (Н. Тарасова). С середины 1990-х в Тамбове действует Центр бальной спортивной хореографии (балетмейстер Г. Такфатулина). С 1995 проводится региональный конкурс «В вихре танца».

Заметную роль в музыкальной жизни заняли музыкальные школы, открывшиеся в 1920-е в Тамбове, Моршанске, Кирсанове, Инжавине, в 1940-е – в Рассказове, Котовске, затем во всех районах. Система музыкального образования сегодня – это Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова (ТГМПИ), факультет культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбовский колледж искусств, 27 детских школ искусств, 8 детских музыкальных школ (см.: Музыкальное образование в Тамбовской области). Просветительскую работу 50 лет ведёт Клуб любителей музыки при областной библиотеке имени А. С. Пушкина (1-й руководитель ‒ А. М. Белкин, в настоящее время – Е. О. Казьмина), клубы пианистов, гармонистов, Дом актёра и Дом-музей Г. В. Чичерина в Тамбове, историко-музыкальный музей имени А. Н. Верстовского в Староюрьеве, музыкально-литературный музей в Мичуринске.

Тамбов стал местом проведения всесоюз. конкурсов баянистов и аккордеонистов (1988) и исполнителей на деревянных духовых инструментах (1991), Международного отборочного конкурса пианистов в Токио (1991), Всероссийского конкурса дирижёров оркестров народных инструментов имени С. Г. Делициева (1997), Международного конкурса инструментальных народных ансамблей (1998), международного конкурса «Путь к совершенству», инициированный ТГМПИ. Традиционными стали праздники, посвящённые А. Н. Верстовскому (Староюрьево), П. И. Чайковскому (с. Усово Бондарского р-на), Е. А. Боратынскому (Мара, Умётского р-на), А. С. Пушкину (Знаменка), М. Ю. Лермонтову (Тамбов), М. В. Добужинскому (Инжавино); фестивали: джазовой музыки, бардовской песни, «Играй, гармонь!», «Рождественские вечера», «Музыкальное приношение», «Дни славянской культуры и письменности», «Студенческая весна» (см.: Музыкальные фестивали Тамбовского края). С именем С. В. Рахманинова связаны ежегодные музыкальные фестивали, международные курсы высшего художественного мастерства музыкантов-исполнителей (1988–2006), международный юношеский конкурс пианистов (1994–2012), конкурсы вокалистов-любителей, Рахманиновский музыкально-литературный праздник в с. Знаменском Петровского района, в селе Ивановка (Уваровский район) работает Музей-усадьба композитора, в Тамбове – Рахманиновский центр.

Е. О. Казьмина

Лит.: Долженкова М. И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918–1999). Тамбов, 2000; Емельянова Н. Музыкальные вечера: хроника муз. Жизни Тамб. края за 100 лет. Воронеж, 1977; Из истории хоровой культуры Тамбовского края. Тамбов, 1992; Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края. Тамбов, 2009. Ч. 1: 1786‒1917; Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. Из века XIX – к XXI столетию. Тамбов, 2016.
Последние изменения страницы пятница, 27 март 2020 15:27:58 MSK