Загружается...
 
обзорная статья

БЮДЖЕТ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Тамбовской области регулируются действующим законодательством РФ, законом № 369-З Тамбовской области. «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области» (2005) и иными нормативными правовыми актами. Бюджетная система Тамбовской области состоит из областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов, в т. ч.: бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы составляет консолидированный бюджет Тамбовской области.

Одна из основных проблем регионального бюджета – наличие существенного разрыва между имеющимися в распоряжении области доходными источниками и законодательно закреплёнными расходными полномочиями, обуславливающего дефицитность бюджета. Доходы консолидированного бюджета Тамбовской области образуются за счёт налоговых и не налоговых видов дохода, а также за счёт безвозмездных перечислений. Доходы делятся на собственные и регулирующие. Собственные – виды доходов, закреплённых налоговым и бюджетным законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за областным бюджетом. Финансовая помощь не является собственным доходом. Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты на очередной финансовый год. Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и длительные. Источниками финансирования дефицита областного бюджета, местных бюджетов являются бюджетные кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, поступления от продажи имущества и др. В Тамбовской области проблема дефицитности бюджета стоит достаточно остро. Наибольшей степенью эффективности в преодолении дефицитности бюджетов играет бюджетное регулирование.

Основные показатели исполнения бюджета Тамбовской области в 2012–2018

ГодДоходы (тыс. руб.)Расходы (тыс. руб.)Дефицит (–) Профицит (+)
201236523311,835911315,4611996,4
201336987865,841767699,0–4779833,3
201440545335,842535536,6–1990200,9
201541363512,143898666,6–2535154,5
201644325609,147478174,4–3152565,3
201740849835,343236872,3–2387037,0
2018 43020645,544191282,9–1170637,4


Формирование доходной части консолидированного бюджета происходит в основном за счёт налога на прибыль организаций – 19–20 %; налога на доходы физических лиц – 39–40 %; налога на имущество – 13–14 %; акцизов – 13,5–14 %; иных поступлений – 17 %. В структуре налоговых поступлений с начала 2000-х наблюдается увеличение налоговых поступлений с доходов физических лиц – с 19 % в 2006 до 39,5 % в 2017 и налога на прибыль организаций с 9,5 % до 19,3 %. Основными статьями расходов консолидированного бюджета являются образование – около 25 %, социальная политика – 16–17 %, здравоохранение – 15 %. Основная масса расходов консолидированного бюджета приходится на социальную политику и национальную экономику.

Основной задачей налоговой политики на период 2017–2020 является сохранение бюджетной устойчивости в Тамбовской области. Главные источники по аккумулированию дополнительных доходов в консолидированный бюджет региона и направлениями оптимизации расходов: проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, инвентаризация государственного и муниципального имущества с целью выявления его неиспользования и вовлечения в хозяйственный оборот, увеличение части прибыли, расширение масштаба не налоговых доходов за счёт мобилизации административных штрафов, оздоровление муниципальных финансов, совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд, поддержание кредитного рейтинга. Базовый источник роста доходной части бюджета – динамичное развитие регионального хозяйственного комплекса. Благодаря принимаемым в последние годы мерам область из середины списка дотационных регионов переместилась в группу низкого уровня объёма дотаций федерального бюджета.

В. Д. Мамонтов

Ист.: Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов, 2019. Лит.:Тамбовская область: очерки социально-экономического развития = Tambovregion: studiesinsocialandeconomicdevelopment. Тамбов, 2007; Фёдорова А.Ю., Дорожкина Н.И., Турбина Н.М. Особенности формирования регионального бюджета // Соц.-эконом. явления и процессы. 2017,Т. 12 (№5).
Последние изменения страницы четверг, 31 декабрь 2020 15:32:01 MSK

Энциклопедия советует прочитать